МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ

(По материалам обследования МРКИ)
Мы имеем несомненный революционный рост наших театров.
Такие спектакли, как «Мятеж», «Шторм» в театре им. МГСПС глубоко волнуют нашего рабочего зрителя пафосом борьбы и правдивой художе
ственностью исполнения. Лучше всего это можно видеть из того, что из 75 спектаклей «Мятежа» — 60 были целиком закуплены и посещались коллективно рабочими организациями.
О сдвиге театра можно судить не только но театру им. МГСПС. В той или иной мере все мо
сковские Театры ставят перед собой задачу отображения современности. Даже в старо-традици
онном театре б. Корш нельзя не отметить таких попыток («Джума Машид» и некоторые другие).
Но наши репертуарные успехи не должны заслонять важнейшей задачи — приближения рабочих зрителей к театрам.
Итти к этой цели следует несколькими путями. Зритель наш неоднороден — имеется уже значительная активная прослойка рабочих, советской интеллигенции более или менее регулярно посещающая театры. Но все же у нас еще боль
ше тех, кто в силу ряда причин к театру еще недостаточно приобщены.
Организация обслуживания трудящихся масс должна исходить из учета такой неоднородности
зрителя, приспособляя к каждой из его трупп особые формы привлечения рабочих зрителей к нашим театрам.

***

Театральная сеть Москвы велика, но подавляющее большинство театров находится в центре города. Достаточно привести тот факт, что в районе Тверской улицы расположены 16 зрелищ (те
атры, кино, цирк) в то время, как во всем Замоскворецком районе, где мы имеем до 70 тыс. рабочих, всего два театра.
Естественно, что при этих условиях центральные театры не охватывают широких масс. Чтобы театр вошел в быт рабочего, необходима широкая организация зрелищного дела в районах. Сделать это тем более возможно, что мы имеем широкую сеть клубов (312 по Москве).
В этом отношении наши достижения еще недостаточны. Существующие при УМЗП передвижные труппы находятся в самых неудовлетворительных условиях. В то время, как по другим театрам тратится до 8 тыс. рублей на одну поста
новку, передвижным труппам, обслуживающим рабочие клубы, отпускается на одну постановку 100—150 рублей.
Коллегия МРКИ предложила УМЗП взять курс на создание районных баз для театров УМЗП, ор
ганизацию филиалов в районах, где могут быть использованы старые театральные помещения (бывшие народные дома и другие), зачастую ис
пользуемые не по назначению (например, под склады бумаги и т. д.).
Вторая мера — упорядочение распределения билетов и удешевление их стоимости. В настоящее время цены на билеты по большинству театров Москвы еще мало доступны рабочему. Средняя стоимость билета (при: скидке в 40%) по театру
Сатиры — 2 р. 22 к., по театру Корш — 1 р. 52 коп., по театру Семперантэ — 1 р. 80 к., по Оперетте — 1 р. 87 к. и т. д. Наиболее доступными явля
ются театры им. МГСПС (1 р. 12 к.) и Революции (1 р. 10 к.).
Дороговизна билетов еще усугубляется неорганизованностью их распределения. Этим делом за

ПО ЧУЖИМ ГРАНКАМ

Сколько раз уже говорилось о том, что театры следует приблизить к широким массам трудящихся, сделать их в полном смысле слова достоя
нием самих масс. На эту тему без конца писалось и говорилось в течении всего десятилетия, наконец, на этот момент обратило серьезное внима
ние и майское партсвещание по вопросам театра
при АПО ЦК ВКП(б). Между тем, как показывает практика самого дела, воз и ныне почти там. Театры, в общем и целом (за самыми редкими
исключениями), еще далеки от тесной спайки с организованным зрителем. Перед таким зрителем, в конечном счете, двери большинства театров закрыты. В этом отношении весьма показательным документом является поднятая «Рабочей Газетойкампания за контроль рабочей полосы самими рабочими.
«Льготная или рабочая полоса — это тот участок театрально-билетного поля, который предоставлен исключительно рабочим. От правильной постановки дела на рабочей полосе зависит многое. А между тем, и рабочие организации, и все сталкивающие
ся с деятельностью театральных касс, в один голос заявляют, что до сих пор снаб
жение рабочих театральными билетами поставлено скверно.
Редакция получает массу писем с нареканиями на существующий порядок рас
пределения билетов среди рабочих.
Культурные запросы трудящихся выросли и продолжают расти, предъевляемый
новым зрителем спрос не удовлетворяется тем, что дают ему театры.
Распределяют билеты не общественныеорганизации, а то же ведомство, которое их выдаст; центральная театральная касса, которая подчиняется непосредственно упра
влению госактеатров. Одна рука выдает билеты, а другая распределяет их.
Никакого общественного контроля над
повседневной работой кассы нет».
И тут же в качестве иллюстрации приводится ряд интереснейших замечаний самих рабочих. Вот, что, например, говорит представитель культкома МОГЭС:
«Рабочая полоса слишком узка. Райкасса кормит нас впроголодь. Особенно плохо о билетами в Большой и МХАТ.
Получаем мы только дорогие места и в очень ограниченном количестве.
Обычная цена билета в Большой— 2 р. 75 к. — 3 р.; на «Любовь Яровую» дали как то один билет за 2 р. 90 к., на «Броне
поезд» получили 2 билета, но по 3 р . 75 к. Вообще наши заявки удовлетворяются только на 25 процентов».
Действительно! Если исходить даже из одних этих данных, ясно видно, в чем выражается стремление наших гостеатров ближе подойти к широким массам трудящихся. Приводимые «Рабочей