учрежденский, районный клуб — вот основная линия работы передвижных театров.
При УМЗП существуют два коллектива. Первый, рассчитанный на клубы первой категории и на народные дома, которому посильно большинство пьес современного репертуара и оформление, характерное для больших районных сцен.
Второй, работающий в клубах второй категории и соответственно учитывающий постановочные условия этих, зачастую плохо оборудованных и маловместительных сценических площадок. В первом коллективе работает свыше 40 человек, во втором около 30.
За время своей работы первый театр поставил 82 спектакля, второй театр — 77 спектаклей. По
ставлены такие пьесы, как «Лево руля» — В. Билль- Белоцерковского, «Константин Терехин» — В. Киршона и А. Успенского, «Немая жена» — А. Франса, «Разбитый кувшин» — Клейста, «Любовь Яровая—К. Тренева, «Разлом» — Б. Лавренева, «Броне
поезд» — Вс. Иванова, «Лес» — Островского, «Собор парижской Богоматери» — Крашенинникова, «Се
стры Жерар» — В. Масса, «Вредный элемент» — В. Шкваркина, «Голый человек» — Ю. Юрьина, «Честная шляпа» — Я. Апушкина (I театр), и «Амба» — 3. Чалой, «Шторм» — В. Билль-Белоцерковского, «На дне» — М. Горького, «Константин Терехин» — В. Киршона и А. Успенского, «Сестры Жерар» — В. Масса, «Ливень» — Могам, «Доспехи
славы» — Ю. Юрьина, «Сполошный Зык» — Юрьина, «Воздушный пирог» — Ромашова, «Аракчеевщина— Иванова, «Царь Федор» — А. Толстого, «Разлом—Лавренева (II театр).
Из отдельных постановок, пользовавшихся особым успехом у рабочего зрители и соответ
ственно больше спрашиваемых клубами следует отметить «Разлом», «Лево руля», «Константина
Терехина» по первому театру и «Воздушный пирог» и «Амбу» — по второму театру.
При выборе репертуара театры руководятся, с одной стороны, — переносом на клубную сцену постановок центральных театров, с другой сто
роны, показом пьес, по тем или иным причинам, не поставленным в центре, но удовлетворяющим требованиям районок. («Честная шляпа» — Я. Апушкина).
Работой театров руководит художественный совет, в составе: представителей Рабиса, МГСПС, партии, клубов, УМЗП и работников театра.
В перспективе работы театров улучшение качественного состава трупп, привлечение к поне
дельным постановкам режиссеров центральных театров, завоевание постоянных баз и т. и.
Работа передвижных театров только начинается, только развертывается. В связи с этим, необходимо отметить недостаточное внимание прессы к работе этих театров, работе, конечно, не менее важной, чем деятельность центральных театров. Этот недостаток, конечно, следует исправить.
ИВ. АСТРОВ
ОТ РЕДАКЦИИ. Считая освещение работы Передвижных театров крайне важной и актуальной задачей, особенно в текущий момент равнения театра на рабочего зрителя и создания тесной связи с рабочей общественностью, — редакция в одном из ближайших номеров открывает постоянный специальный отдел районной работы. Редакция обращается с просьбой к товарищам, ра
ботающим в районах, присылать соответствующий материал для п0мещения в журнале.
щие из самого характера передвижной работы и, в неменьшей мере, из состава аудитории театра.
Немало, конечно, у МТЮЗ’а и «дыр», заткнуть которые сейчас почти невозможно: чрезвычайно скромный бюджет, отсутствие постоянного помещения - базы для внутренней производственной,
исследовательской и организационной работы. За первую половину текущего сезона МТЮЗ меняет уже шестое помещение, где ведутся репетиции... Это, конечно, отрицательно сказывается на производительности труда отдельных работников театра, на производительности самого театра (темп работы над постановками поневоле замедлен), лишает возможности широко связаться с общественностью путем регулярных просмотров, бесед и пр.
Но все эти затруднения бледнеют рядом с теми условиями, в каких нередко МТЮЗ’у приходится вести свою основную производственную работу— спектакли — на местах: залы, всегда переполненные шумными «юными зрителями», сцены — кле
тушки, нетопленные, необставленные, иногда — без актерских уборных и с выходом прямо на улицу...
Тем не менее, МТЮЗ живет и работает полным ходом, ухитряется даже вести учет зрителя, нала
живает педагогический контроль, уточняет свою художественную платформу, ведет общественную работу...
Лучшим свидетельством непрерывного роста МТЮЗ’а служит его репертуар — три постановки,
сработанные за два сезона: последняя работа— «Похождения Тика и Така» — крепче и лучше предшествовавшего ей «Калейдоскопа», который, в свою очередь, был большим шагом вперед сравнительно с первой работой — «Сигналом». Основные
принципы производственной работы — не изменились, но по мере практического развития все больше обтачиваются, приобретают зрелую обоснованность. Основной из них — организация не
устойчивой еще личности ребенка, насыщение ее новым опытом, с помощью правильно построенного чередования ярких театральных впечатлений. Задача воспитания в ребенке художественного вкуса и чутья — в работе МТЮЗ’а лишь сопутствует основной воспитательной задаче обще
го порядка. Для осуществления этой задачи МТЮЗ широко прибегает к помощи сценических условностей, иногда даже эксцентрики, легко усваиваемой и ярко запечатлевающейся в дет
ском сознании. В тематической разработке своих постановок МТЮЗ стремится каждый раз дать определенный, доступный ребенку круг новых
сведений из какой-либо области; например, в «Похождениях Тика и Така» показаны основные моменты истории международного пролетарского детского движения.
МТЮЗ, конечно, еще далек от совершенства. Ясные пути живого общения с юным зрителем, выработка педагогически бесспорных приемов по
строения детского зрелища, организация глубокой научно-исследовательской работы —все это еще впереди, и, пожалуй, даже не очень близко. Се
годняшнее значение и ценность МТЮЗ’а — прежде всего в той культурно-воспитательной работе, которую он, несмотря на все трудности, ведет не
посредственно среди пролетарских детей там, где зачастую и взрослые не всегда имеют возмож
ность, по чисто бытовым и территориальным условиям, видеть настоящий культурный театр.
ЛЕВ ШАТОВ