ХРОНИКА


«ЧЕРНЫЙ АМУЛЕТ» В ТЕ­ АТРЕ ОПЕРЕТТЫ. «Черный амулет» — пьеса русского авто
ра, — сказал нашему сотруднику постановщик И. Лапицкий, — написана по канонам старой «вен
ской» оперетты. Содержание ее, однако, позволяет несколько заострить пьесу в разрезе современности. Музыка, в этой опе
ретте вделана очень талантливо, но автор, имея в виду существующий театр, должен был писать в стиле потребители.
Можно ли такие вещи в театре, отрого-опереточного типа ста
вами с большим отходом от старых традиций?
Можно, но не следует.
Каждая форма искусства имеет свой диапазон размаха, выхода за пределы которого, она теряет свои достоинства и становится пустым местом. Со
вершенно ясно, что пути новой оперетты лежат по линии комедийной виртуозности, насыщенной вытекающей из содержания
пьесы музыкой. Но можно ли к современному опереточному театру подходить с точки зрения комедии «и цельности музыки»?
— Нет, нельзя.
Десятки лет театры оперетты совершенствовали свою технику на исполнении отдельных номе
ров и лучшие исполнители оперетток, по существу, не драма
тические актеры, а эстрадники: Они доводят свою технику до
большой виртуозности, но не только совершенно чужды идее драматического ансамбли, а скорее враждебны ему. Это вполне естественно, ибо если вещь по
строена на отдельных трюках, то каждый исполнитель стремится и должен стремиться к тому, что
бы его номер был интереснее другого.
Такова техника опереточного театра. Естественно, что и все вещи пишутся для него, как от
дельные «боевые» номера, едва связанные общим содержанием. Стремиться при таких условиях к созданию цельного спектакля вместо «обозрения», — но меньшей мере бесполезно.
Задача режиссуры в таких условиях заключается в возможно большей затушевке белых ни
ток, которыми сшиты отдельные сцены, в максимальной разработ
ке отдельных ролей, в заострении «козырей» пьесы и придании всему спектаклю какой-то общей мыслю, благодаря которой все яркие, но разрозненные впечатления могли бы как то суммироваться.
В ТЕА-СЕКЦИИ ВАПП’а.
Сформировавшаяся в декабре прошлого года театральная секция ВАПП, ставящая своей за
дачей объединение марксистских сил нашего театра, энергично развивает свою работу. Секцией подготовляется выпуск большого театрального журнала, организуется клуб работников револю
ционного театра, ведется работа теасекции Всесоюзного О-ва Культурной Связи с заграницей (ВОКС).
В результате участия теасекции ВАПП в недавно закончившей работу комиссии по поднятию квалификации драма
тургов при Главнауке, теасекцией разработаны детальные практические предложения по рационализации взимания авторского гонорара.
Во внутренней работе теасекцией делается упор на аналити
ческую работу. С этой целью разработан план докладов, охватывающих все наиболее актуальные вопросы драматургии, режиссуры и пр.
Первый доклад, сделанный секретарем секции А. Глебовым, был посвящен тематике проле
тарской драматургии, Признавая, что пролетарская драматургия не связана в выборе темы ни временем, ни пространством, докладчик выдвинул, как перво
очередные для сегодняшнего дня темы, вскрывающие рост социалистических элементов (в произ
водстве, быту, психике отдельных людей и т. д.).
7 февраля секцией был заслушан доклад В. Н. Билль-Белоцерковского на тему о пределах использования пролетарской Драматургии формального наследства классиков. Считая полез
ным заимствование у классиков деления на картины (в противоположность чисто-актовой кон
струкции пьесы), целостности и органичности сюжета, подлинной литературности в раскрытии типов и в языке — докладчик пре
достерегает от некритического возврата ко всему комплексу
классических приемов в целом, особенно отмечая несоответствие нашему времени тех ритмов действия и речи, которые были есте
ственны для классиков. Доклад вызвал оживленные прения.
В состав секции входят: т.т. Афиногенов, Билль - Белоцерков
ский, Глебов, Райх, Киршон, Зонин, Авербах, Бела Иллеш, Бар
та, Серафимович, Либединский, Панферов, Любимов - Ланской. Залка, Э. Бескин, Эс-Хабиб Вафа и др.
«ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК». Театр б., Корш принял к постановке пьесу Гозенклевера «Деловой человек.
ТЕАТР МОЛОДЫХ. В конце февраля состоится общественный: просмотр работ театра. Будет
показана постановка «Мерулиус—«дело в 4-х актах о бюрократизме, волоките, кумовстве, взя
точничестве я растрате». Автор пьесы Н. Коржанский, постанов
ка Н. Соколовского, музыка Кочатова и Махотина, танцы Н.
Глан. Также будут показаны
экспериментальные работы по сценическому образу.
«НА РЕЛЬСАХ». Пьеса В. Киршена «На рельсах» готовится к постановке в театре им. МГСПС. Постановщик спектакля Е. Любимов-Ланской, худ. Б. Волков.
Для разработки отдельных сценических элементов участвовать в постановке приглашены ассистенты. В пьесе занят весь муж
ской состав. Из женского состава участвуют: Адамайтис, Звягинце
ва, Княгининская, Нарбекова, Оганезова и Яковлева. Премьера намечается в марте.
Театр Дворца им. Ленина, вопреки постановлению прези
диума МГСПС о передаче театра в УМЗП, передан Моссоветом в ведение Бауманского районного совета.
ЮБИЛЕЙ А. ТОКАРЕВОЙ. 6 февраля в театре 6. Корш состоялся торжественный спектакль по случаю исполнившегося 50-летия артистической деятельности засл. арт. А. Токаре
вой. После спектакля состоялось торжественное чествование юби
лярши, которое открылось речью управляющего УМЗП В. Маркилева. Были также зачитаны поздравления от московских теат
ров, московского студенчества, красной армии, Академии Художественных Наук и др.
А. В. Токарева в роли Валерии
(„Ремесло господина Кюрэ“)