«вернейшим средством против бюрократизма является поднятие культурного уровня рабочих и крестьян» — из речи т. Сталина).
Культурная революция понимается «не только в смысле развития грамотности, хотя грамотность является основой всякой культурности, но пре
жде всего, в смысле приобретения навыков и
умения войти в дело управления страной» (из речи т. Сталина). Конкретными вопросами, под
лежащими отражению на сцене наших театров, являются: борьба с религиозными предрассудками, с антисемитизмом, борьба за повышение культурного уровня нашего быта и т. п.
Если проследить имеющийся уже репертуар по приведенным разделам, то мы заметим большую нищету.
В самом деле, возьмем для примера имеющийся репертуар по вопросу укрепления обороноспо
собности СССР. Что мы имеем? — Ничего. Имеется несколько пьес, носящих узко антимилитаристи
ческий характер, да и то с натяжкой («Торговцы славой», «Когда они сражались»).
Вопросы международного рабочего движения и революционной борьбы в колониальных странах то же самое, отражены слабо («Когда поют петухи», «Рычи Китай», «Джума Машид»),
По вопросам индустриализации страны имеется по существу всего лишь одна пьеса Киршона «На рельсах», так как под эту рубрику едва ли можно отнести «Рост» и «Цемент».
Такое же положение мы имеем и в остальных случаях (например, нет приемлемых, идеологически выдержанных антирелигиозных пьес). Несколько лучше обстоит дело с пьесами на тему о
борьбе с бюрократизмом. Однако, как правило, подавляющее большинство этих произведений крайне слабо учитывает происходящую «эволюциюв бюрократизме. Бюрократ нашего времени стал значительно тоньше и дальновиднее.
Каждый из намеченных вопросов нуждается в большой детализации. На какие задачи, на какие моменты следует обратить внимание, напри
мер, в пьесах отражающих революционную борьбу западно-европейского пролетариата? Здесь есть большая опасность удариться в «эффекты», да
вать до безчувствия, трафаретно «разложение Европы», сплошные фокстроты. Правильнее всего, на мой взгляд, было бы отразить быт западно
европейского и американского пролетариата, вскрыть характер фашизма, происходящие в ра
бочем классе революционные сдвиги. Но при этом надо заметить: то, что хорошо для театра Револю
ции, например, — то никак, конечно, не может быть приемлемо для театра Сатиры.
Эта роль, приспособление общей темы вопроса к характеру данного театра, к его художественным формам — принадлежит директору театра, режиссеру, художественному совету. Моя задача на
метить только путь составления репертуарного плана.
Большой и важный вопрос — о характере пьес, в связи с поставленными темами. Считаю, что наи
более правильным решением вопроса будет углу
бленная работа драматурга, режиссера и актера над изучением быта. Бытовой характер пьес наи
более соответствует ближайшим задачам, которые призван выполнять советский театр в деле культурной революции. Н. МАСЛЕННИКОВ

„СУЧКИ и БРЕВНА“

В эпоху, когда провозглашается лозунг культурной революции, начинает усиленно работать и культурная контр-революция. Таков закон судеб и диалектики. Но линии театральной эта контр
революция ведет наступление, главным: образом, по понедельникам и в дни «б. бенефисов».
За последние месяцы на афишах нагло запестрели заголовки старого театрального хлама, репертуарной завали: «Дни нашей жизни», «Дворянское гнездо», «Обрыв», «Анна Каренина», «Измена» и т. п. Естественное продолжение это
го, с позволения сказать, репертуара — «Вера Мирцева», «Осенние скрипки», «Тетка Чарлея» и др... Делается это при пособничестве крупнейших наших актеров и хотя вне каких-либо производ
ственных планов, ню, поскольку эти спектакли делаются в самых обширных театральных помещениях, они охватывают широкий круг зрителей и культурной реакции служат вполне успешно.
МГСПС недавно пошел на самоотверженный акт: Колонный зал Дома Союзов, захваченный было обывателем под халтурнейшие и реакционнейшие «концерты», он решил использовать пс
прямому назначению и приступил к организации в Колонном зале концертов для рабочих. Такой очаг махровой культурной контр-революции, ка
ким в течение ряда лет был Колонный зал — на пути к ликвидации.
Очередь за хозяевами зданий Большого и Экспериментального театров, Мюзик-Холла и др.
***
О месяц назад Барсова дала собственный концерт — один из интереснейших в сезоне по культурности, выдержанности и внутреннему испол
нению. Концерт имел у публики исключительный успех.
Музыкальный критик «Известий» откликнулся на него рецензией, где сурово, в сущности унич
тожающе, отозвался, как о вокальных данных,
так и о мастерстве певицы... Ну, что ж, право на известный «субъективизм», право даже на ошиб
ку — должно быть признано за рецензентом. Тут удивительно другое.
Всего полгода назад, в той же газете тот же критик (№ от 17 июля), высказывая недовольство тем, что мы слишком мало художественных сил выставляем во Франкфурте, писал:
— Мы имеем блестящих певцов, развившихся в эпоху революции (достаточно назвать Головина, Барсову...).
В чем дело, граждане и товарищи?..
САДКО

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ! № 8 „Нового Зрителя посвящается Х-летию КРАСНОЙ АРМИИ.