было , надлежитъ лучше прибавлять къ оному обстоятельства, хотя çmранныя, -хотя безполезныя; ибо менѣе наставникъ теряетъ обольщая ихъ, нежели раждая въ нихъ отвращеніе.
По многократномъ разсматриваніи различныхъ вещей начинаютъ они дѣлать себѣ общее объ нихъ представленіе, и тогда то надлежитъ попустишь имъ, что бы сами, собою дѣлали раздѣленія, и чтобъ изыскивали и усматривали все
общіе отличительные знаки ; отъ сего родится въ нихъ къ наукѣ склонность, которую всячески подкрѣплять должно. Склонность сно толь во всякомъ дѣлѣ нужную, но при томъ и
столь рѣдкую , не можно возбудишь наставленіями; тщетно, будемъ стараться воспитаніемъ оную дополнить , тщетно родители принуждать будутъ къ тому дѣтей своихъ ; ибо они чпёзъ то не далѣе ихъ довести могутъ, какъ до обыкновенной и общей степени всѣмъ людямъ; познаніе ихъ не пре
взойдетъ обыкновеннаго познанія, память ихъ достаточна будетъ гпокмо къ общему обращенію или къ дѣламъ обыкно
веннымъ ; но Природѣ принадлежатъ первыя великаго ума искры. Сіи зарожденія склонности, о которыхъ я говорю, смотря по разнымъ обстоятельствамъ, болѣе или менѣе открываются.
И такъ молодыхъ людей уму должно представлять вещи всякаго вида, ученія всякаго рода и предметы разнаго образа, дабы узнать къ какому роду ученія умъ ихъ наиболѣе стре
мится и въ каковомъ больше находитъ онъ удовольствія. Равнымъ образомъ Естественную Исторію должно имъ пред
ложишь наипаче въ то самое время, когда разумъ разверзать- , ся начинаетъ; ибо въ такихъ лѣтахъ, когда они начинаютъ о
себѣ