РИС. Д. МООРА

Карьера Троцкого

Печать английских твердолобых и американских банкиров получила нового сотрудника — Л. Д. Троцкого. Буржуазия может гор
диться этим „прирученным большевиком , который, потрафляя ей, клевещет на стра
ницах ее газет на СССР. Троцкий теперь вместе с Керенским, Черновым и Даном попал в штат „социалистических приживальщиков международной буржуазии. Как могло это случиться?
Тех, кто знает прошлое Троцкого, этот его „перелет от большевиков к социал-пре
дателям не поражает так, как он поражает всякого, кто начал жить сознательной жизнью только после революции 1917 года, кто впер
вые услыхал о Троцком, как об одном из вождей революции.
Троцкому быть перебежчиком не впервые. В 1903 г. на II съезде партии он так рьяно поддерживал большевиков, что получил проз
вище „ленинской дубинки , но не прошло и года, как он выпустил брошюру „Наши политические задачи , в которой изображал Ленина и его сторонников как демагогов и
противников всякой демократии. Это было в 1904 г., а в 1905 г. Троцкий уже крити
кует большевиков слева , выдвигая наилевейший лозунг: „без царя, а правительство рабочее .
Шатаясь между большевиками и меньшевиками, Троцкий считал себя стоящим выше тех и других. На деле же в основных вопросах он всегда шел за меньшевиками.
Этот меньшевизм выпирает у него во все решительные и поворотные моменты. Так, накануне 1905 г., когда Ленин боролся за создание крепкой боеспособной партии, Троц
кий поддерживает меньшевиков в их борьбе против ленинской партийности. В 1905 году, когда основным условием победы революции было создание смычки между рабочим клас
сом и крестьянством, Троцкий вместе с мень
шевиками выступает с теорией, отрицающей роль крестьянства в революции, пытается отвлечь внимание рабочих от их главного союзника. После революции 1905 года, когда большевики вели работу по очистке партии от случайных попутчиком, сплачивая под
линно пролетарские элементы в классовую монолитную партию, Троцкий снова в ря
дах меньшевиков и в 1912 г. помогает им организовать антибольшевистский „августовский блок . В годы войны — против ленинского лозунга гражданской войны и при
крывает меньшевиков, работающих вместо с Гучковым на оборону. Вообще до револю
ции 1917 г. Троцкий никогда не был большевиком.
В 1917 году, вступая в партию, он считает, что „большевизм разбольшевичился . якобы
пошел по путям, указанным им, Троцким, еще в 1905 году. Через несколько месяцев после Октябрьского переворота, во время наступления германцев, вынуждавших нас подписать насильнический мир в Бресте, Троцкий вместе с левыми коммунистами
ЛЕНИН О ТРОЦКОМ
...„Никогда еще ни по одному серьезному вопросу марксизма Троцкий не имел прочных мнений, всегда
„пролезая в щель“ тех или иных разногласий и пере
бегая от одной стороны к другой
пошел против Ленина и чуть было не сорвал ленинскую политику „передышки . В 1921 г., накануне перехода к нэпу, Троц
кий опять „при особом мнении , опять воюет, и по вопросу о профсоюзах выступает
против Ленина. Он предлагает „подвернуть гайку покрепче , в тот момент, когда необходимо было ослабить ее, чтобы не оттол
кнуть крестьянина от рабочего. Далее, когда в 1923 году из-за резкого расхождения цен на сельскохозяйственные и промышленные про
дукты создались в стране трудности, Троцкий объявляет поход против якобы переро
дившихся старых кадров нашей партии, против „зажима , против „аппаратчиков
и т. д. Ленинский призыв 1924 г. ничему не научил Троцкого; он проглядел, как сотни тысяч рабочих проголосовали доверие пар
тии и осуждение тем, кто се „поправлял на манер Троцкого.
Так Троцкий возвращается к своим старым меньшевистским установкам: отрицание ленинской системы взаимоотношений проле
тариата и крестьянства, меньшевистские взгляды на демократию и на взаимоотношения вождей к. партийной массе, — возвращается в лоно социал-демократии.
Троцкий так и не усвоил ленинской партийности, так и не понял, какую роль играют в партии ее рабочие кадры.
Он слишком много придавал значения вождям в партии, считая, что партийная масса — это бессловесное стадо, которое можно с помощью аппаратчиков повернуть куда угодно.
Как в 1923 году, так и в 1927 г. он требовал демократии для разных оппозиционных группок, забывая о росте демократии для масс. И это характерно для Троцкого. Он, по словам Ленина, был типичной фигурой для того времени, „когда массовое рабочее движение в России еще спало, и любой группке „просторно было изображать собой течение, группу, фракцию, - одним сло
вом, „державу , толкующую об объединении с другими . Так, он и в 1927 году хотел превратить партию в союз групп, которые всту
пают друг с другом в соглашение. Ведя борьбу с партией, он считал, что ведет борьбу с „группой Сталина , которая-де не хочет
дать „место у власти „группе Троцкого в союзе с „группой Каменева — Зиновьева , „группой Сапронова и т. п. Поэтому-то он так зарвался, что незаметно для себя ока
зался в компании бывших людей, выметенных Октябрьской революцией из нашей страны.
Зажегшись в последний раз фейерверком левых фраз, Троцкий, чадя, гаснет на стра
ницах буржуазной печати. Со страниц ее к нам доносится зловоние его откровенных излияний на груди у Чемберлена. Что ж, пусть плачет в жилетку сочувствующим ему английским „твердолобым , пусть уверяет, что ему платят доллары только за то, что он говорит „только правду .
Воистину жалкий конец для бывшего революционера.
Про таких революционеров Ленин говорил, что революционное дело они заменяют „визгом , метаниями „взбесившегося мелкого буржуа . Ленин предупреждал таких революционеров, что „визг до добра не доведет .
И Троцкого его мелкобуржуазный визг до добра не довел.
Д. БАЕВСКИЙ