ЗАТРУДНЕНИЯ С ХЛЕБОМ
Почему в очередях
у жителей многих работали не головы,
а только ноги?
шеное сопротивление кулачества, агитирующего против продажи крестьянством хлеба государству, и, наконец, неблагоприятные условия нынешнего года.
— Жуется, дескать,
последняя крошка, — шуршала
вражеская сороконожка.
УРОЖАЙ НЫНЕШНЕГО ГОДА
Сбор хлебов в нынешнем 1928 году в целом, хотя и не оправдал первоначаль
ных ожиданий, все же оказался на 11,5 млн. центнеров выше сбора прошлого года. Но покультурный состав хлебов был зна
чительно неблагоприятней прошлогоднего. Сбор продовольственных хлебов — пшеницы и ржи — оказался ниже прошлогоднего на 34,2 млн. центнеров.
Далее, вследствие поздней весны сбор урожая опоздал на 2—3 недели против нормального.
Южные районы СССР, главные поставщики товарного зерна, оказались недородными.
Без железнодорожных линий Хлебу путь бесконечно длинен; Ждут в тревоге поля и люди, Пока доедет он к ним
на верблюде.
Урожай переместился на восток.
Значительные товарные излишки хлеба оказались сосредоточенными в восточных
районах (Сибирь, Урал, Волга, Казакстан), где хлеб созревает позднее, чем в южных районах. Вследствие этого хлеб нового урожая запаздывал поступлением на рынок примерно на месяц.
Основная масса хлебозаготовок пришлась на восточные районы. За первые 5 месяцев кампании южные районы дали только 28% заготовленного хлеба (раньше давали 65%), а восточные районы дали
до 39% (против прежних 16%) — почти в 1 1/2 раза больше южных.
Таким образом районы заготовок переместились, а с ними изменились пути продви
жения заготовленного хлеба. Чтобы продвинуть хлеб из Сибири, Урала, Казакстана до мест потребления, приходится затрачи
вать много больше времени, чем в прошлом году. К тому же восточные районы недо
статочно обслужены железнодорожными
линиями, и поэтому там сразу не могли поставить на колеса всего доставленного к погрузке хлеба.
Наконец, на пути продвижения хлеба из восточных районов не было достаточного количества мельниц, сушилок, элеваторов.
Вместо прошлогоднего веерообразного продвижения хлеба по коротким разбегающимся радиусам, продвижение хлеба в те
кущем году напоминает узкую и длинную трубу. Будучи длинной, она продвигала его слишком медленно.
По этим причинам рост заготовок в сентябре и особенно в октябре не смог тот
час же отразиться на снабжении, и напряжение на хлебном рынке сохранялось в сентябре и даже в октябре.
Вот почему хлебозаготовка Вдвое быстра и вдвое верна Там, где вливаются хлеба
потоки В элеваторы для зерна.
ХЛЕБОЗАГОТОВКИ
Учитывая затруднения на хлебном рынке, правительство провело три значитель
ных экономических мероприятия для воз
действия на ход хлебозаготовок текущего года.
Первая мера:
увеличены в среднем на 20% заготовительные цены на хлеб. До 1928/29 г. мы имели размычку между ценами на хлеб, с одной стороны, и на технические культуры и животноводческие продукты — с другой.
В результате повышения заготовительных цен деревня получила за хлеб на 80 млн. рублей больше, чем в прошлом году.
Цены прошлого года на зернопродукты превышали довоенные лишь на 10%, а на жи
вотноводческие продукты — на 75—90%. Ножницы цен не схо
дятся на 80%.
...В одну поездку привозили по 1.000 штук булок.
ТУЛЬСКАЯ ДИАГРАММА Потому что головы,
просящие плюхи, распространяли
злостные слухи.
Во второй половине зимы хлебные очереди в городах стали довольно частым явлением. Стояли в них не только горожане. Стояли и крестьяне, торговцы, спекулянты, приезжавшие из окрестных дере
вень. Закупали хлеб пудами и увозили за город в телегах или мешками, заполняли вокзалы и осаждали пригородные поезда.
По имеющимся исчислениям из одного Ленинграда до введения заборных книжек вывозилось в сутки до 30 вагонов печеного хлеба или около 1/4 всей выпечки.
Поэтому хотя в Москве и в Ленинграде выпекалось хлеба в полтора и даже в два раза более, чем раньше, хлеб раскупался без остатка. Часть увозимого в деревню хлеба шла на прокорм скоту; этим осо
бенно занимались молочницы, которые по
рядочно на этом выгадывали благодаря высоким ценам на молоко.
В этом году мы недобрали в потребляющих не-хлебных районах — против прошлого года около 13 млн. центнеров ржи и пшеницы. Враждебные советской власти элементы распространяли злостные слухи о нехват
ке хлеба, о грозящем голоде и о скором
прекращении свободной продажи хлеба. Эти слухи усиливали спрос на хлеб. Под их влиянием крестьяне начали закупать хлеб в городе задолго до использования своих запасов.
Увеличился спрос на хлеб и со стороны городского населения — прежде всего за счет его естественного прироста. Но глав
ную роль здесь сыграли те же слухи, распространявшиеся в очередях. Надо сказать, что эти очереди стали центрами вся
ческих слухов и сплетен, центрами противосоветской, религиозной, антисемит
ской пропаганды, а то и неприкрытой контрреволюционной. И часть населения стала закупать хлеб «про запас». Вслед
ствие дешевизны печеного хлеба горожане и крестьяне «страховались» почти исключительно сухарями.
В Москве у одного обывателя, жившего в старом, деревянном домишке, даже обвалился потолок под тяжестью мешков с сухарями, сложенных на чердаке.
В городах сильно повысился спрос на муку и взвинтились цены на нее. И крестьянам стало выгодно продавать в горо
дах по дорогой цене муку, а для своих нужд покупать в кооперативах дешевый хлеб.
Из Тульской губ. крестьяне везли гужем овес и муку в Москву, а обратно приво
зили мануфактуру и печеный хлеб; иные в одну поездку привозили по 1.000 штук булок.
Все это чрезвычайно затруднило задачу правильного хлебоснабжения города. Эта задача осложнилась еще тем, что хлебо
заготовки за истекшую кампанию не дали того количества хлеба, которое требовалось для полного бесперебойного покрытия этого усиленного спроса.
Здесь играют роль общие экономические
причины, о которых скажем ниже бе