РАСХОД ХЛЕБА в 1928/29г.

В голове поскоблись, пораздумай малость; вот из этих таблиц
прет на нас отсталость.
мы должны признать, что развитие зернового хозяйства, этой наиболее отсталой отрасли народного хозяйства, продвигается вперед слишком медленными шагами.
Недостаточность зерновой базы становится особенно очевидной, если учесть прирост населения в 1928/29 году по сравнению с 1913 годом. Если принять 1913 г. за 100, то получим следующее:
Таким образом в переводе на душу населения нам в 1928/29 году нехватало посевных площадей против довоенного 16,2%. А так как теперь и урожайность несколько отстает от средней довоенной урожайности, то валовые сборы хлебов (в переводе на душу населения) в 1928/29 году составляют 82,9% от довоенного.
Урожайность
Средняя довоенная урожайность (за последнее довоенное пятилетие) была около 8,7—9 центнеров с гектара.
Урожайность же в текущем году составляет в среднем 8,6 центнеров с гектара.
В чем причина понижения урожайности? Она отчасти в том, что еще недовос
становлен сельскохозяйственный живой и мертвый инвентарь.
Совхоз Крестьянок. Совхоз РСФСР. хозяйство. УСССР
В среднем по РСФСР урожай колхозов выше индивидуаль
ных крестьянских хозяйств на 20,7%. На Украине по озимой пшенице — на 38%, по ужина 21%.
Но главная причина — в дроблении, в измельчании крестьянских хозяйств.
Крестьянское хозяйство измельчало. До войны мы имели крестьянских дворов 15—16 миллионов.
Теперь же их — 24—25 миллионов.
Между тем, чем хозяйство мельче, тем меньше у него возможностей поднять производительность труда, т.-е. ввести в хо
зяйство улучшенную машинную обработку, использовать агрономическую помощь, удобрение и проч. Наоборот, чем крупнее хозяйство, тем больше у него этих воз
можностей, а стало быть, тем выше его урожайность. Поэтому довоенное сельское хозяйство, при наличии крупных поме
щичьих и кулацких хозяйств, имело в це
лом высшую урожайность, чем нынешнее
с ее 25 миллионами мелких, маломощных хозяйств.
О том, как далеко мы отстали по урожайности от промышленно-развитых стран и какие огромные задачи стоят перед нашей промышленностью в деле снабже
ния деревни машинами и удобрениями,— свидетельствует следующая таблица:

0,016 Не летай, воробей,

над травою сорной, стерегут твой помет
полевые зерна.
Удобрение
у нас птичечное: на один гектар -
одна тысячная.
Эти цифры говорят о том, как много наша индустрия должна дать сельскому хозяйству машин и удобрений, чтобы по
бороть техническую отсталость и поднять урожайность.
Однако и у нас на фоне общей технической отсталости имеются хозяйства, уро
жайность которых в отдельных случаях в 2 и даже 3 раза превышает средние урожаи крестьянских хозяйств. Это — совхозы и колхозы.
Из этой таблицы видно, что общий сбор хлеба (валовая продукция) был в 1926/27 году лишь немного ниже довоен
ного. Товарный же хлеб уменьшился вдвое против довоенного. Из этой же таблицы видно, что главными поставщиками товар
ного хлеба (свыше 70%) были помещичьи и кулацкие хозяйства. При чем товарность помещичьих хозяйств достигала 47%, а кулацких — 34%.
Чем объясняется эта высокая товарность помещичьих и кулацких хозяйств? Высо
кой производительностью и урожайностью этих хозяйств. Помещичьи хозяйства (по грубым подсчетам) давали в довоенные годы урожай в среднем на 20% выше крестьянских хозяйств. Нынешние укрупненные хозяйства — совхозы и колхозы, дающие высокие урожаи и высокую товар
ность, — пока занимают небольшую долго в общем производстве хлебов и еще не замещают выпавших помещичьих и круп
ных кулацких хозяйств. Таким образом мы видим, что в основе хлебных затруд
нений лежит чрезвычайное измельчание сельского хозяйства.
Как поднять зерновое хозяйство
Мероприятия по подъему зернового хозяйства должны итти не только по линии расширения площади посевов, но и по линии повышения производительности урожайности, и здесь перед нами стоят две важнейшие задачи:
всемерно помогать подъему индивидуальных крестьянских хозяйств середняков и бедняков и
стать на путь, обеспечивающий укрупнение сельского хозяйства.
Укрупнить сельское хозяйство можно
двояким путем:
Товарность зерновых хлебов
Основную массу хлеба потребляет сам крестьянин. На рынок попадает тот изли
шек, который остается у крестьянина за покрытием его потребностей, — товарное зерно.
Мы видим из нижеследующей таблицы, что валовые сборы хлебов этого года еще не достигали довоенных размеров: отстают от них на 9%. Если же мы возьмем то
варный хлеб, то отставание окажется еще больше, примерно на 50%.
Тов. Сталин в прошлогодней беседе со студентами Свердловского института приводит примерные расчеты строения хлеб
ного производства в 1926/27 г., в сравнении с довоенными:
До войны