ПАМЯТИОЛУНАЧАРСКОМ трудно говорить, ибо мозг его, сознание его вместили очень многое из того огромного мира, в котором мы жили и живем, и из того куска эпохи, который мы, более моло­дое поколение, уже не застали.Это был ум, который никогда не застывал на одном явлении. Бывает большая умственная сила, которая с бурной стремительностью бросается в одну точку, концентрируется только на ней, застывает. Так рождается совершенно неподвижное понимание мира, здесь глубина, какой бы она ни казалась огромной,—глубина лишь внешняя и кажущаяся. Замечательным представителем такого мышления является Дж. Джойс.Ум, интеллект Анатолия Васильевича был удивительно многосторонен. Он был чрезвычайно мощен в смысле охвата того, что было, что есть и что будет. И это находило свое выражение на каждом этапе, в каждом периоде его жизни. Возьмите ряд его работ после революции. Здесь и вопросы на­родного просвещения, и вопросы философии, истории и, в огромной степени довлея над всем остальным, вопросы искусства. Это было мышление, кото­рое схватывает явления не в их разорванности и разъединенности, а в целом, как они в мире существуют.Мир на каждого из нас наступает. Мир требует отношения к нему. Мир, если вы не сумеете его подчинить себе, — подчинит вас и раздавит, и ваше мышление будет уничтожено этим миром. И каждому, кто хочет думать, понимать, бороться, строить и разрушать (ибо нельзя строить без разруше­ния), нужно иметь целостную концепцию идей. У Анатолия Васильевича была совершенно стройная концепция понимания мира. Если взять во­просы культуры, чем в основном занимался Анатолий Васильевич, то мы увидим, что у него была сложившаяся система понимания этих вопросов, ис­ходящая, конечно, из основных посылок марксизма.Блеск отдельного высказывания, яркая мысль, — вырастали у А. В. на мощном фундаменте этой концепции.Без понимания этой концепции — многое в работах А. В. ускользает, производит впечатление разбросанности. В чем же суть?Шагая по рубежам эпох, столетий и веков, А. В. обычно брал отправ­ной точкой самую радужную, органическую, полнокровную: античность, классический период развития греческого искусства и литературы. И это не было случайностью, ибо именно в это время, в VI—IV вв., в особенности в век Перикла, были созданы замечательные образцы искусства.Из речи на траурном заседании в Доме печати в Москве.А. В. ЛУНАЧАРСКОГОС. Динамов