Но не страницы человеческой истории читает в прошлом Богаевский. Поверх барьеров времени вздымает паруса его крылатый Арго. Древняя античная культура на побережьи Боспора Киммерийского осталась почти не отмеченной художником, следившим за изменениями лика земли, где морщины, раны и седины наносились не историческими столетиями, рычаг которых держит человеческая рука, а сти
хийными потрясениями геологических тысячелетий. Картины художника не запечатлели исторических мгновений, чьи следы на лице излюбленной им земли киммерийской остались от культур скифской, эллинской, римской, византийской, татарской, итальянской и русской циви
лизаторской политики. Взор художника скользит поверх исторических личин человеческой культуры и всматривается в лик земли, запечатлевая выражение космической судьбы.
Сам образ Киммерии заинтересовал художника не потому ли, что эта загадочная культура, не оставившая после себя вещественных памятников, пребывает в человеческом сознании как миф. Название Ким
мерии производят от финикийского—катаг, что значит „темный“. Гомер в „Одиссее“ говорит о киммерийцах, как о баснословном народе, жи
вущем на крайнем западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Историческая роль киммерийцев загадочна и темна. Разноре
чивы суждения о происхождении их, о том откуда и когда они
пришли. „Греческое предание, — говорит Ростовцев*),—настойчиво указывает на родство киммерийцев с фракийцами, выводя даже все движение киммерийцев не с востока, как это документально засвидетельствовано памятниками ассирийского исторического и религиозного предания, а с Балканского полуострова. Эти настойчивые указания гре
ческого предания позволяют видеть в них отголоски исторической истины и усматривать в киммерийцах не иранцев, близких родственников скифов, а выходцев с востока, родственных фракийцам“. О длительном присутствии, господстве и строительстве киммерийцев на се
верном побережьи Понта Евксинского и в Придоньи приходится лишь гипотезировать. Отчетливее документальные данные о разрушительной силе киммерийцев. Судьба основанного им Боспора Киммерийского катастрофична. Он был разрушен скифами и киммерийцы, пройдя в Малую Азию, в течение долгого времени опустошительным самумом носились, разрушая и грабя фригийское царство, Лидию, Ефес, пока
не были уничтожены и рассеяны. С киммерийцами связаны и легенды об амазонках, что указывает на исключительную роль женщин в их ратной жизни и что может лишь упрочить представление об этом племени, не столько утверждавшем в истории, сколько разрушавшем. Стихийно их появление. Стихийно и исчезновение, похожее на замирание разбушевавшихся стихий ветра, бури, грозы. Киммерийцы не
*) „Эллинство и иранство на юге России“.
хийными потрясениями геологических тысячелетий. Картины художника не запечатлели исторических мгновений, чьи следы на лице излюбленной им земли киммерийской остались от культур скифской, эллинской, римской, византийской, татарской, итальянской и русской циви
лизаторской политики. Взор художника скользит поверх исторических личин человеческой культуры и всматривается в лик земли, запечатлевая выражение космической судьбы.
Сам образ Киммерии заинтересовал художника не потому ли, что эта загадочная культура, не оставившая после себя вещественных памятников, пребывает в человеческом сознании как миф. Название Ким
мерии производят от финикийского—катаг, что значит „темный“. Гомер в „Одиссее“ говорит о киммерийцах, как о баснословном народе, жи
вущем на крайнем западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Историческая роль киммерийцев загадочна и темна. Разноре
чивы суждения о происхождении их, о том откуда и когда они
пришли. „Греческое предание, — говорит Ростовцев*),—настойчиво указывает на родство киммерийцев с фракийцами, выводя даже все движение киммерийцев не с востока, как это документально засвидетельствовано памятниками ассирийского исторического и религиозного предания, а с Балканского полуострова. Эти настойчивые указания гре
ческого предания позволяют видеть в них отголоски исторической истины и усматривать в киммерийцах не иранцев, близких родственников скифов, а выходцев с востока, родственных фракийцам“. О длительном присутствии, господстве и строительстве киммерийцев на се
верном побережьи Понта Евксинского и в Придоньи приходится лишь гипотезировать. Отчетливее документальные данные о разрушительной силе киммерийцев. Судьба основанного им Боспора Киммерийского катастрофична. Он был разрушен скифами и киммерийцы, пройдя в Малую Азию, в течение долгого времени опустошительным самумом носились, разрушая и грабя фригийское царство, Лидию, Ефес, пока
не были уничтожены и рассеяны. С киммерийцами связаны и легенды об амазонках, что указывает на исключительную роль женщин в их ратной жизни и что может лишь упрочить представление об этом племени, не столько утверждавшем в истории, сколько разрушавшем. Стихийно их появление. Стихийно и исчезновение, похожее на замирание разбушевавшихся стихий ветра, бури, грозы. Киммерийцы не
*) „Эллинство и иранство на юге России“.