Но не страницы человеческой истории читает в прошлом Богаевский. Поверх барьеров времени вздымает паруса его крылатый Арго. Древняя античная культура на побережьи Боспора Киммерийского осталась почти не отмеченной художником, следившим за изменениями лика земли, где морщины, раны и седины наносились не историческими столетиями, рычаг которых держит человеческая рука, а сти
хийными потрясениями геологических тысячелетий. Картины художника не запечатлели исторических мгновений, чьи следы на лице излюбленной им земли киммерийской остались от культур скифской, эллинской, римской, византийской, татарской, итальянской и русской циви
лизаторской политики. Взор художника скользит поверх исторических личин человеческой культуры и всматривается в лик земли, запечатлевая выражение космической судьбы.
Сам образ Киммерии заинтересовал художника не потому ли, что эта загадочная культура, не оставившая после себя вещественных памятников, пребывает в человеческом сознании как миф. Название Ким
мерии производят от финикийского—катаг, что значит „темный“. Гомер в „Одиссее“ говорит о киммерийцах, как о баснословном народе, жи
вущем на крайнем западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Историческая роль киммерийцев загадочна и темна. Разноре
чивы суждения о происхождении их, о том откуда и когда они
пришли. „Греческое предание, — говорит Ростовцев*),—настойчиво указывает на родство киммерийцев с фракийцами, выводя даже все движение киммерийцев не с востока, как это документально засвидетельствовано памятниками ассирийского исторического и религиозного предания, а с Балканского полуострова. Эти настойчивые указания гре
ческого предания позволяют видеть в них отголоски исторической истины и усматривать в киммерийцах не иранцев, близких родственников скифов, а выходцев с востока, родственных фракийцам“. О длительном присутствии, господстве и строительстве киммерийцев на се
верном побережьи Понта Евксинского и в Придоньи приходится лишь гипотезировать. Отчетливее документальные данные о разрушительной силе киммерийцев. Судьба основанного им Боспора Киммерийского катастрофична. Он был разрушен скифами и киммерийцы, пройдя в Малую Азию, в течение долгого времени опустошительным самумом носились, разрушая и грабя фригийское царство, Лидию, Ефес, пока
не были уничтожены и рассеяны. С киммерийцами связаны и легенды об амазонках, что указывает на исключительную роль женщин в их ратной жизни и что может лишь упрочить представление об этом племени, не столько утверждавшем в истории, сколько разрушавшем. Стихийно их появление. Стихийно и исчезновение, похожее на замирание разбушевавшихся стихий ветра, бури, грозы. Киммерийцы не
*) „Эллинство и иранство на юге России“.