ставляя цѣлый мірѣ вЪ древѣ ПарфчрнпмЪ, котпорое неиное что есть , какѣ порчдокЪ вЪ наименованіяхъ и связь опредѣленій , подобныя нашимЪ вЪ Естественной Исторіи расположеніямъ.
Если мы нѣсколько размыслимъ о успѣхахъ и прираіценіяхЪ вЪ наукахЪ, то увидимЪ, что чѢмЪ менѣе получили онѣ приращенія , шѢмЪ болѣе вѣрили люди, что они вЪ состоянія все понимать и все объяснять : вЪ школьномъ любомудріи ни о чемЪ не сумнѣвалися ; когда всю науку заключали вЬ опре
дѣленіяхъ , то всякой хошѣлЪ дѣлать оныя прежде , нежели хорошо познать могЪ вещь и симЪ средствомъ прі
обрѣтали токмо обманчивой призракѣ вЪ познаніяхЪ человѣческихъ; но усматривали свое заблужденіе по мѣрѣ пріобрѣ
тенія истинныхъ познаній. Нынѣ же совершенно увѣрены, что весьма трудно опредѣлять вещи, наиболѣе знаемЫя, по
елику опредѣленіе есть перечень нашихЪ познаній, которыя всегда вЬ тѢсныхЪ заключаются предѣлахъ , а нерѣдко и обманчивы бываютъ. Естествословы наименоваіпели одни токмо держатся стариннаго предразсудка , и препятствуютъ приращенію Естественныя Исторіи такимЪ же образомъ, какЬ схоластическіе любомудры препятствовали чрезЪ столь долгое время приращенію наукѣ : они хопіятЪ дѣлать опредѣленія различнымъ произведеніямъ Природы прежде нежели мо
гли достаточно описать оныя , сіе значитЪ хотѣть судить прежде познанія и желать учить другихЪ тому , чего самЪ не знаейіь. И такЪ порядки наименовашелей, и опредѣ
ленія вЪ оныхЪ содержащіяся, ничто иное суть , какѣ весьма несовершенныя намѣтки въ картинѣ Природы ; которая токмо цолными описаніями изображена быть можетЪ.


Опи