не могутъ возбуждать въ насъ сожалѣнія. Врожденная жалость основана на отношеніяхъ, каковыя мы имѣемъ съ предметомъ терпящимъ; она тѣмъ живѣе бываетъ, чѣмъ болѣе находится въ природѣ подобія и сообразности; мы страдаемъ, когда стра




даетъ подобное намъ созданіе. Состраданіе ( Compassion ): слово сіе довольно выражаетъ , что оно есть соболѣзнованіе, что оно есть раздѣляемое нами съ другими мученіе; въ прочемъ человѣкъ м^нѣе страдаетъ , но- собственная его приро




да терпитъ, мятется махинально, и сама собою причастна бываешь болѣзни ; по крайней мѣрѣ душа, менѣе учавтвуешъ нежели гпѣло, въ семъ чувствованіи естественнаго сострадай нія , и животныя оному столь же причастны , какъ и чело




вѣкъ ; вопль огпъ боли раждающійдя, ихъ возмущаетъ ; онѣ прибѣгаютъ для поданія помощи отбѣгаютъ прочь увидя трупъ животнаго одной съ ними породы.. Слѣдовательно




ужасъ и. соболѣзнованіе не столько суть душевныя страсти,,




сколько естественныя содроганія зависящія отъ чувстви, тельно ти, и отъ подобія въ строеніи тѣла; и такъ чувствіе сіе должно уигеньшашься по мѣрѣ- различія природы животныхъ; Когда видимъ, что бьютъ собаку , или рѣжутъ ягненка , пю сіе раждаешъ въ насъ нѣкое сожалѣніе , каковаго подрубаемое дерево или вюглащаемая устрица никогда не производятъ. [(*)]




Въ


[(*)]Весьма разумное стараніе , наиблагоридоѣйшую. и паче благодѣтельную сн-расшь человѣкомъ , лишать всего дчсгооинсгаві , и ни івесшь себя до *У вствоіапій или естественныхъ побуа іоній животныхЪ! но какЪ Г. БкіффонЪ положилъ намѣреніе проиов лить всѣ дѣйствія жнвопяшхЪ
единственно изЪ механическихъ и » ще пвенныхЪ силЪ (смотри всеобщей исторіи природы часть II, сшран 93.,) то и долженъ онЪ былЪ непре
мѣнно лишить животныхЪ или всякаго сожалѣнія , или оное тоьмо приписать естественному пооуждені*о. Первое,, кажется противно опыту