промышленных колоссов, подавляющих землю и туманящих небеса. Фабричные предприятия Голландии проплывают мимо летящего на полной транзитной скорости поезда в виде небольших зданий, назначение которых можно по внешнему виду разгадать на расстоянии многих километров. Часто попадаются маргариновые фабрики. Маргарин — голландское изобретение, чуть ли не единственное производство, для которого в стране имеется, кроме привозного, так же и некоторое количество собственного сырья. Маргарин — это льня
ное масло, обработанное водородом, а лен с незапамятных времен с успехом культивируется в Голландии. Когда-то
Голландия первая научилась вырабатывать тонкое льняное полотно и была самой текстильной страной в мире. Теперь ей приходится удовлетворяться ролью — самой маргариновой. Впрочем, дело это выгодное.
Среди фабричных корпусов, видных из окна транзитного поезда, старые здания встречаются редко. По большей ча
сти, все новые — широкосветные, многооконные, беструбные, лишь тонкой нитью электрического кабеля привязанные к пробегающей по соседству линии электропередачи. У наруж
ной стены этих голландски свежих, голландски чистых, голландски приветливых корпусов совсем патриархально длинными рядами вытянулись стойки. Как стальные пони в яслях, стоят в них разнокалиберные велосипеды. Все поголовно рабочие и служащие пользуются этим видом транспорта.
Кому доводилось весной в соответствующее время проезжать по южной части Голландии, тот видел пейзажи редкостные и незабываемые. По обе стороны от железнодорожного полотна правильными прямоугольниками и мно
гоугольниками до самого горизонта разостланы нежнейшие и ярчайшие персидские ковры, величиной по несколько десятин каждый. Это цветочные поля Голландии. Здесь выра
щиваются желтые и красные тюльпаны, левкои, белые и синие ирисы и много разных других цветочных пород. Наименования их не могут быть известны случайному и непосвя
щенному путнику. Отсюда цветы эти в живом виде и в виде семян и луковиц расходятся по всему миру. Но кто поверит, что эту благоухающую и яркоцветную нежность родит и производит мореходная, просмоленная туманная и суровая Голландия? Никто не поверит. Голландское производство сбывается всюду под наименованием «цветы из Ниццы».
Богат и прекрасен Северный Брабант.
Прогрохотав мимо уютного тихого маленького городишки с пышным именем Долины Роз — Роэзендаэль, поезд влетает в ту удивительную область, которая заключена между устьями великих западно-европейских рек — Рейна, Мааса и Шельды. Она называется Зеландией, что значит — Морская