Страна. Ни один клочок земли на свете не оправдывает в такой степени своего названия, как эта голландская провинция. Каждый из мощных орошающих ее потоков образует здесь гигантскую дельту, и все три дельты слились вместе, вплелись одна в другую. Земля здесь не в силах больше выдер
жать тяжести воды. Она склоняется, опускается к морю. И терпеливое, пенное Северное море, с своей стороны, обильно орошает и заливает эту землю, и без того уж всю сплошь залитую и пропитанную влагой. Это та самая страна, про которую каждый с сомнением и недоверием учил в школе, что обширные прибрежные пространства ее расположены ниже уровня моря.
По обе стороны трех слившихся широкорукавных и глубоководных дельт расположены два крупнейших и значительнейших в Западной Европе порта — огромный Антверпен и быстро растущий и развивающийся Роттердам.
Поезда, идущие на Хок-ван-Холлянд, останавливаются в Роттердаме. Но приходят они туда не за долго до полуночи. Полночь же в Голландии это то же почти, что полночь в, открытом море. Не видать ни зги. Нет ни голоса человеческого, ни света. Лишь волнуют случайные, таинственно про
плывающие огни, да свистит и бормочет морской ветер. Да крепкий в этот час соленый запах моря томит и нежит. Хочется спать и мечтать и сделать что-нибудь такое, со
всем необычайное. По части ощущения — недостатка нет в Голландии в полночь, но рассмотреть в ее крепком мраке
в это время ничего нельзя. Качаясь, пьяный от ветра, от ночи, от скорости мчится твой вагон. За окном устья Рейна и Мааса — неведомые в мореходной своей широте. И порт Роттердам раскинулся, живой, полноводный, подносильный,
сосущий, как и брат его Антверпен, тяжкие грузы железом, сталью и углем из Рура и Вестфалии. Все это тут за окном и все абсолютно невидное. С тем и отъезжаешь.
Но если, товарищ, тебе удастся обойти суровый транзитный обычай и ты пересечешь страну от Ольденцааль до
Роттердама не в ночное время, а днем, то ты будешь иметь возможность провести поучительнейшую параллель между провинцией Южная Голландия и провинцией Северный Бра
бант. Обе они свободно улягутся не только на территории нашего уезда, им хватит места и в пределах хорошей укру
пненной волости, но разница между ними более разительна, и ярка, чем у нас между двумя губерниями, отстоящими друг от друга на тысячи верст. Цветущий, ярко-красочный, сверкающий — чистый Брабант вплотную прижимает свои плодородные зеленеющие огороды и нивы к унылым пустопорожним землям, вечно алым вересковым полям и бесплодным дюнам провинции Южная Голландия, которая, кстати сказать, лежит к северу от Северного Брабанта. Конечно, дюны