Журнал „На литературном посту“, который ставит своей задачей воспитывать молодых рабочих писателей, несколько раз хотел объяснить этот термин, впрочем, совершенно невразумительно [1]. Истощив свои силы в бесплодных попытках, орган ВАППа перешел к тому, что стал говорить не теоретическими обобщениями, а прямыми практическими примерами. Реализм — это то, как писали классики, в частности и в особенности Л. Толстой.
Если писатель хочет быть реалистом, он должен учиться у классиков. Учоба у классиков и реализм—вещи неотделимые друг от друга.


Как учиться? Конечно, „критически“.




Что значит „критически“? — Неизвестно. Во всяком случае нигде в журнале не сказано.


До каких пор учиться? Когда приступать к самостоятельной творческой работе?—Не выяснено.
В представлении руководителей вапповского журнала учоба вырастает в нечто самодовлеющее, официально признанное, подавляющее и безграничное.
„Учится у Достоевского (и у Толстого) Семенов хорошо, без рабской подражательности, а так, как учится настоящий пи
сатель, обладающий своей писательской индивидуальностью,—как учится Юрий Олеша у французских мастеров, Фадеев—у Тол
стого, Светлов—у Гейне, Вис. Саянов—у акмеистов, Багрицкий— у старых романтиков, преодолевая учителей, в корне перераба
тывая их и изменяя их наследство“ (№ 20, статья „В поисках гармонического человека“)—читаем мы в одной статье [2].
Насчет „корня“— это сказано для округленности, так сказать, для баланса фразы. Какой уж тут корень, когда для того чтобы отодрать Фадеева от Толстого одному из напостовских критиков приходится в журнале „Октябрь“ писать статью в целый печатный


лист, оспаривая путем всяческих домыслов собственные, по личному произволу набранные цитаты!


Но не в этом дело. Нестерпимо самое это распределение молодых писателей по признаку кто у кого учится, эта приписка молодого писателя к старому как к призывному участку.


Много ли таких учителей? Все ли годятся в учителя? И вот оказывается, как это читаем мы в другой уже статье того же но


мера, что „большинство поэтов первого призыва рано поняло, что
на изучении одних современников большой культуры стиха не достигнешь. Надо хорошо знать классическую литературу, „чтобы спокойно с расчетом выбрать себе дополнительных влиятельных особ“ („Поэтический молодняк“).
Здорово сказано, всерьез: „чтобы спокойно, с расчетом выбрать“ и с этакой мягкой, мудрой иронией: „дополнительных влиятельных особ“!
[1] См. нашу статью „Какая была погода в эпоху гражданской войны“ в № 7 „Новый Леф“ за 1927 г.
[2] Тов. Ермилова.