Произведение искусства работает (преимущественно) или как интеллектуализатор или как эмоционализатор. Возможно, что по этим двум функциональным осям кристаллизуются в наше время древние понятия эпоса и лирики.
С уточнением работы в области искусства второе - нам кажется
будет отмирать за счет первого. Мы идем к положению, когда факты будут агитировать своим смыслом больше, чем любые эмоционализационные нажимы.
Заранее можно думать, что схемы, правильные для изо и литературы, окажутся правильными и для кино.
Кинопроизводство — та область, где Леф за последнее время работает особенно настойчиво, создавая производственные навыки, учась делать фильмы и строя теорию кинематографии.
Здесь теоретический поиск в разгаре.
Взгляду невооруженному (или вооруженному лефоедством) может по вопросам кино почудиться анархия мнений и отсутствие устой
чивых осей, по которым должна откристаллизоваться лефовская кинотеория.
Это неверно.
Когда лефовцы анализируют формальные и материальные различия между „игровой” и „неигровой”, то исходят Третьяков из снимаемого материала, Шкловский — фабульности сценария, Жемчужный из съемочной установки и т. д., создавая видимость разнобоя.
Но когда дело касается социальной функции этих двух категорий, — то немедленно и вполне отчетливо обозначается ориента
ция Лефа с одной стороны на кинематографию факта — хронику
в широчайшем ее понимании, а с другой стороны на фильму целевого, злободневного публицистического агита.
При этом надо помнить, — Леф отнюдь не склонен думать, что кинематография факта есть дешевая кинематография, как это утверждает тов. Бляхин в „Известиях” от 25/12/27 г., вобщем совпадая с лефовской точкой зрения на „неигровую“.
Кинематография факта, если она не хочет себя дискредитировать кустарщиной, халтурой и скукой, — требует в сметах по крайней мере равного места и напряжения, наряду с игровщиной.
Что же касается всей остальной массы, так называемой „развлекательной кинопродукции и картин, агитационность которых сомнительна, так как у них не хватает либо злободневности, либо публицистичности, либо целеустановки, — то дело Лефа разобраться, где здесь кинобеллетристика и где кинопублицистика.
Лефовский анализ социальной функции киножанров и соответственно с этим борьба за или против них в этом главное содержание работы Лефа в настоящем и будущем.