Концессия за пять лет своего существования разработала всего лишь пять тысяч десятин степной целины. Полеводство удавалось здесь плохо, и над ним не хотели или не умели думать. Следовали обычной степной традиции. На распаханных участках девственной земли в первый год сеяли лен, а дальше гнали пшеницу. Степь со своей стороны не видела никаких оснований ломать ради кон
цессии свои старые привычки и навыки. Ласковая, плодородная и многообещающая с весны, к средине лета она начинала дышать зноем и жаром от прикаспийской пустыни. Обвевалась горячими ветрами и выжигала на лице своем всякую растительность, кроме колючек и полыни. В этом году с прикаспийской пустыни целый месяц веяло огнем и засухой. Урожай получился плачевный.
Интересна и величественна машинная вспашка девственной целины. Шестнадцатилемешный плуг яростно взрывает и перевора
чивает тяжкие пласты. Обрабатывается сразу участок шириною в полкилометра. На одном его берегу стоит локомобиль, отапливае
мый нефтью, на берегу противоположном другой такой же. Между высоких колес на широком брюхе локомобильном, горячем от топки и жирном от масла, приспособлен большой вращающийся барабан
катушка. Похож он на какое-то плоское преувеличенное железное вымя. На барабан наматывается полкилометра стального троса.
Тросы обоих локомобилей, стоящих на противоположных берегах участка, прикреплены с разных сторон к одному качающемуся плугу. И каждый локомобиль своим тросом тянет по очереди плуг к себе. Плуг опускает восемь лемехов вниз, вонзает их в землю, а восемь других задирает хвостом кверху под углом в 45 градусов. Когда плуг вплотную подойдет к локомобилю, рабо
чий поворотом рукоятки высвобождает из почвы лемехи, и они, отряхивая приставшую землю, подымаются вверх. Одновременно те, что были раньше задраны хвостом, опускаются вниз и прини
мают рабочее положение. И плуг идет, взрывая целину, обратно к другому берегу и к другому локомобилю. Скорость плужного движения довольно значительна. Километров, примерно, пятнадцать
в час. Я уселся на плуг и проделал на нем полукилометровый рейс. Мне никогда еще не приходилось совершать более причудливой поездки.
От участков, на которых работает паровой плуг, мы повернули дальше в степь и ушли еще на несколько километров в ее глу
бину, туда где нет и признаков полевой культуры. Где до самой черты горизонта лежит степь-девственница, степь-пастбище.
Из-за небольшой неровности почвы показался конек Камышевой крыши. По длине конька надо было полагать, что перед нами возникает сейчас какое-то культурное сооружение, не свойственное
первоначальной дикости и необорудованности этой страны. Въехав на бугор, мы увидели в ложбине вытянувшуюся длинной гусеницей и не совсем еще оконченную постройкой усовершенствован
ную овчарню. Невысокие стены были прочной каменной кладки. Их покрывала высокая, крутобокая, камышевая крыша. Крыша была