самостоятельной профессии, когда понадобилось, чтобы изобразительная вещь могла продаваться, переходить от владельца к владельцу и, следовательно, быть независимой от места и времени ее потребления и от индивидуальных свойств потребителя. Материальным осуществлением подобной независимой изобразительности яви
лась станковая картина, экономически говоря, — товарная форма пространственных искусств.
Причиной было развитие менового хозяйства, возраставшая художественная конкуренция, которая влекла за собой специализацию и обособление так называемого частного быта с господством в нем личного эстетического потребления. В то время как раньше
изобразительная форма была тесно связана с вещью и социальным бытом, потреблялась в обрядах, праздничных церемониях и утили
тарной деятельности („прикладная“ изобразительность), — станковая картина оказалась прочно прикрепленной к частной квартире, а ее потребление сделалось внеутилитарным [1] и отчасти украшательским.
C. Цель станкового творчества.
Стимулом какого бы то ни было художественного творчества является организация быта; но если смысл живописи средневекового художника был в участии ее в строительстве коллективного быта (храм, утварь и т. д.), то станковиста толкало к работе над картиной стремление проникнуть в индивидуальный быт, чтобы со
зерцающему потребителю показать „преломленный сквозь призму“ и. т. п. мир.


Фрески, иллюстрация и прочее— изобразительные приложения к реальному миру; станковая картина хочет заменить реальность,


вместить ее в себя, быть реальным бытом в изобразительно-эфемерном существовании.


Поэтому-то преобладание частноквартирного быта есть, непре


менное условие развития станкового искусства. И если одной из форм социального потребления картины оказалось музейное по
требление, то постольку, поскольку общество не могло не изымать так называемых „образцов“ для себя в целом, — изымать из монополии частных покупателей.


D. Меценатство.


Отсюда очевидно, каким образом станковое искусство могло развиваться благодаря помощи меценатов, — развиваться, следовательно, „искусственно“, т. е. путем сознательной поддержки и прямых заказов: третьяковские и щукинские музеи вырастали из украшенных картинами зал частных особняков, как лувры — из дворцов, этих королевских особняков, развернутых в знак классо
вой демонстрации квартир тринадцатых и остальных Людовиков и Фридрихов.
[1] Утилитарным я называю целесообразное не только чисто идеологи
чески, а социально и технически: икона, плакат, иллюстрация и т. д.