Против „творческой“ личностиО. М. Брик
Со времени изобретения фотографии вошло в обиход выражение: „это не простое фотографирование, а творческое претворение“. Этим хотят сказать, что тот или иной писатель или художник не просто „отображает“ реальный факт, а посвоему его переиначивает.
Считается, и вполне справедливо, что простой пересказ реального факта никому и ни для чего не нужен. Всякое пересказывание факта должно быть оправдано целью этого пересказа.
Кроме того, немыслимо просто пересказать факт или описать событие. Можно передать факт или описать событие только в определенном отношении.
Во всяком пересказе, во всяком описании всегда будет ясно, кто и с какой целью этот факт передает или это событие описывает.
Выражение „простое фотографирование“ имеет в виду механичность фогографического аппарата, который-де слепо фотографирует все, что ему попадается под объектив.
Человек не должен-де уподобляться этому механическому аппарату, а должен сознательно, с определенной целью, с определенной установкой выбирать и пересказывать факты и события.
Все это бесспорно. Бесспорно, что человек не может не пересказывать факты со своей особой точки зрения. Бесспорно, что человек не должен быть механическим передатчиком фактов и событий. Но совершенно неверно делать отсюда вывод, что человек должен посвоему переиначивать факты и события.
Буржуазно-интеллигентская теория творчества, „марксистки обработанная“ Воронским и Полонским, говорит о том, что основной задачей творчества является передача фактов и событий, „преломленных сквозь призму души художника“. Другими словами, необ
ходимая при передаче фактов и событий тенденция и установка отыскивается в индивидуальных качествах и воззрениях данного художника.
Предполагается, что данная художественная индивидуальность настолько ценна сама по себе, что никакие внешние задания не могут и не должны принуждать ее брать факты и события с какой-либо иной точки зрения.
Предполагается, что человек, пишущий так называемые художественные произведения (стихи, повести, драмы), избавлен от необ
ходимости брать факты и события с какой-то общей другим людям точки зрения.
Конечно, и Воронский и Полонский (в этом и заключается „марксистская обработка“ буржуазной теории) знают, что данная инди
видуальность со своими особенностями и точками зрения как-то связана с определенным классом или классовой группировкой. Но
и Воронский и Полонский считают немыслимым посягнуть на дан