кругу и удивлялась, что на Лене такая же природа, как под Москвой.
О жанрах. Я написал в позапрошлом номере „Нового Лефа“ статью о двойной душе художника. Нужно договорить в чем дело.
Я говорю, что у одного писателя не двойная душа, а он одновременно принадлежит к нескольким литературным линиям. Так, в биографии человека, происшедшего от непохожих друг на друга психически отца и матери, преобладает то материнская, то отцов
ская линия. Черный кролик не смешивается с белым кроликом; — не получается кролик серый, а в рядах получается то белый, то черный.
И писатель одновременно принадлежит нескольким литературным жанрам. Гоголь не пережил душевного перелома, когда начал пи
сать переписку с другом; он в нее хотел включить старый материал „Арабесков : — он продолжал другую линию.
Руссо говорит, что в другое время роман „Новая Элоиза не был бы напечатан и что он жалеет, что не живет в то время.
Что касается жанров, то нужно сказать следующее, бегло и пользуясь аналогией: не может быть любого количества литера
турных рядов. Как химические элементы не соединяются в любых отношениях, а только в простых и кратных; как не существует, оказывается, любых сортов ржи, а существуют известные формулы
ржи, в которых при подставках получается определенный вид; как не существует любого количества нефти, а может быть только определенное количество нефти, — так существует определенное количество жанров, связанных определенной сюжетной кристаллографией.
Они осложняются тем, что осуществляются в различном материале, и ценность материала в них разная, иногда даже они переходят в отдел колодиальной химии и имеют установку чисто на материал. (В. Ш.)
Джаз-банд
Во Франции серьезные музыканты потребовали особого закона, запрещающего джаз-бандовым оркестрам исполнять классический репертуар. Это было после того, как один из джаз-бандовых ор
кестров сыграл посвоему „Траурный марш Шопена. У нас говорят о джаз-банде только в связи с прочими симптомами разложения буржуазной культуры.
Напрасно. Джаз-банд замечателен, вопервых, тем, что он не камерный, не рассчитан на благоговейно слушающую аудиторию,
а уличный, площадной, предполагающий движущуюся и шумящую толпу, и, вовторых, тем, что он исполняет не тональную, а тембральную музыку.
Джаз-банд — начало совершенно новой музыкальной культуры. Считается, что лучшие произведения искусства это те, которые требуют камерного исполнения, которые требуют для своего восприятия сосредоточенного, ничем не отвлекаемого внимания.