Я искренне сделал непонимающее лицо. А он мне:
— Ну как вам это объяснить, ну со сдвигом, понимаете, — конечно, только не очень.
Но я не понимал и спросил, а какие же мои плакаты? Вот на стене. Он говорит: ваши — реалистические. Тогда я все понял и сказал:
Нет, товарищ Лазаревич, я футуристических плакатов делать не умею.
Ну и заказали какому-то правому художнику „под футуризм . После тов. Лазаревич узнал, в чем дело, — одна машинистка объяснила.
Врагом сделался.
Почему это вывеска Наркомзема написана церковно-славянским шрифтом?
В церкви объявления о службе для молящихся и то русскими буквами пишут.
Приходишь утром в учреждение, в котором всегда работаешь. Вдруг набрасываются на тебя:
— Товарищ Родченко, а мы вас ищем сегодня... — В чем дело?
— Да завтра 1 мая. Нужно украсить клуб, постановлено ассигновать 200 рублей на декорирование клуба, мы уже лозунги приготовили, материю, пихты купили... Пройдет месяц, опять то же.
— Завтра день Авиахима... 200 р... украсить... пихты... и т. п... А в клубе грязные стены, а в клубе рваная мебель, а в клубе сломаны часы и т. д.
Не лучше ли было бы, дорогие товарищи, к первому мая купить „имени первого мая дюжину стульев?
Или ко дню Авиахима выбелить стены?
Трудно работать. Никакого достижения и закрепления дела нельзя сделать.
Учреждения разные... Придешь, возьмешь заказ от заведующего. Сделаешь, придешь сдавать, начинается лекция о новом подходе. Наконец убедишь его.
Вторую работу приносишь и думаешь — теперь будет легче. Смотришь, а вместо того заведующего сидит новый. И опять начинай сначала. Надоедает. Был раз такой случай.
Один заведующий, когда перешел в другое учреждение, опять меня вызвал работать. Так я за ним ходил втечение года по 10 учреждениям.
Пришлось его бросить. Уж очень разные были учреждения. А он ничего, продолжает.