Борьба с „двухмерностью в театре обращается в погоню за мишурной фееричностью (да и мишурной ли? Оцените-ка „октябрьский гардероб Анны Андреевны! Оцените „динамические воско
вые куклы!). Слышатся уже определенные подталкивания когда-то левого театра в сторону „симфоний , — делается все зависящее для того, чтобы сгрудить в очень немногие, по
ставленные в исключительное положение театры все богатство красок, звуков, бутафории, чтобы еще более похожи были эти капища на храмы для молящихся, куда бы не только стекались (кто? трудящиеся со всего СССР?) для отдыха (от ноты Чемберлена? от режима экономии? от Нанкина?), но и съезжались бы червонные „верующие для утонченнейших переживаний.
Невольно вспомнишь вещие (зло-вещие) слова на эту тему одного из самых яростных противников „театра Октября , а ныне одного из преданнейших созерцателей искусства Мейерхольда, сказанные на одном из диспутов.
„Театр, — пел в 1920 году этот противник, ныне друг, — есть искусство синтетическое: он берет все самые эффектные движения, танцовальные, все тембры человеческих голосов, театр танцует,
поет на меняющихся цветных тонах при помощи той же вашей фантазии ...
Вот в том-то и дело, друзья, что не „при помощи той же фантазии (это бы и дешево и сердито), а при помощи „все той же ... кассы, на аншлаге коей значится: режим, еще раз режим, и еще раз режим. И для кого, вдобавок? Для „млеющих ?
Работники так называемого нового искусства выкинули когда-то лозунг: „театр на улицу! Это означало не только „массовые действа , от которых люди „надоевшего митинга напрасно отшатнулись, заменив их религиозно-без действенным хождением по улицам, но и всяческое вообще приближение
к массам, использующим театр как режиссирующее бытоначало. В частности это означало: развитие так называемого самодеятельного театра, передвижных театральных мастерских, кружков сценического действия (не драмкружков). От улицы до ни
зового клуба. Целая гамма действенной закалки человека класса с помощью искусства.
Люди стремились средствами искусства оборудовать революционную „улицу , — законное желание, не правда ли? Зачем же еще
искусство существует? — отсюда и тогдашнее стремление возможно облегчить наш профтеатр как показательный, стремление приблизить его к „улице .
Новый профессиональный театр, стабилизуясь вместе с „обществом , не выдержал этой суровой марки и, равняясь постепенно на
рентабельного потребителя, стал понемножку именно ему сбывать свое профмастерство. Ныне „левый некогда театр уже не хочет больше иметь дело с революцией как с улицей (против революции как темы он и сейчас ничего не имеет), — больше того: отказы