Мне пришлось спорить с одним художником о том, что фотография не может заменить живопись в портрете. Он говорил очень основательно о том, что фотоснимок есть случайный момент, а пор
трет живописный есть сумма наблюдаемых моментов, да еще и самых характерных для этого человека. К слову, художник ни
когда не давал объективную сумму данного человека, а всегда индивидуализировал его и идеализировал, и давал то, что он сам представлял о нем, так сказать, сумму личную; но об этом я не буду спорить, допустим, что он давал сумму, а фото этого не дает.
Фото дает документально точный момент.
Вопрос о суммовом портрете необходимо выяснить, иначе будет та путаница, которая сейчас идет. Одни говорят, что портрет должен быть только живописным, другие, ища в фотографии возможность дать эту сумму, идут по очень фальшивой дорожке и, подражая живо
писи, делают туманные лица, обобщая и смазывая детали, что дает портрет внешне похожий не столько на данного человека, сколько па картины Рембрандта и Карьера вообще.
Каждый интеллигентный человек вам будет говорить о несовершенстве фото перед живописным портретом, каждый будет говорить о характере Монны Лизы и каждый забывает, что живописные портреты писались, когда не было фотографии, и писались не
со всех интеллигентных людей, а с богатых и властных. Даже людей науки и тех не писали.
Не ждите, интеллигенция, вас и сейчас Ахрры не будут писать; правда, они не только сумму, но и 0,001 момента не изобразят.
Теперь сравните вечность в науке и технике. В старое время открывал ученый истину, и эта истина стояла законом лет на двадцать. И заучивали это, как непреложное и неизменяемое.
Составляли энциклопедические словари — и обслуживали они целые поколения своими вечными знаниями.
Существует ли теперь нечто подобное?.. Нет.
Теперь не энциклопедией живут, а газетой, журналом, каталогом статей, проспектом, справочником.
Современная наука и техника ищут не истин, а открывают области для работы в ней, изменяя каждый день достигнутое.
Теперь не открывают общих истин—„земля вертится , а работают над проблемой этого верчения. Возьмем: авиация,
радио,
омоложение и т. д.
Это не общие законы, а области, в каждой из которых тысячи работников делают свои эксперименты, расширяя эту область и вглубь и вширь.

Против суммированного портрета за моментальный снимок

А. Родченко