В Италии растет конопля, дающая лучшее в мире пеньковое волокно. По тонкости, упругости, шелковистости и прядильным свойствам итальянская пенька не уступает иным сортам льна. Пря
дильные фабрики Франции в настоящее время в больших количествах подмешивают итальянскую пеньку к льняной пряже. Выра
батываемые из этой смеси ткани очень хороши, и даже опытный глаз не подметит примеси. Итальянская пенька в послевоенные годы стала конкурентом льна и до известной степени смягчает льняной голод на мировом рынке.
Наша конопля ни в какое сравнение с итальянской не идет. Волокно ее грубое, жесткое, совершенно не пригодное для вы
работки тканей. Из него вьют веревки, делают сноповязальный шпагат и канаты, изготовляют снасти и сети.
Конопля — культура более южная, чем лен. В Западной Европе лучший лен—бельгийский, лучшая конопля — итальянская. У нас лучший лен растет в районе верхнего течения реки Северной Двины, лучшей пенькой считается орловская и карачевская.
На степных огородах в прикумских селах много сеют конопли. Мужские растения конопли дают волокно лучше и крепче, чем женские. Его называют посконью. Выработка посконевых тканей в степи распространена гораздо более, чем льняных. В селе Отказном мы не нашли избы, где не было бы посконевой пряжи и посконевых тканей. Из них приготовляется большая часть приданого для невест. Почти все женщины ходят в посконевых рубахах.
Степные крестьянки охотно показывали нам и посконь свою, и льняные ручники. Охотно рассказывали нам о своей работе. Но
лишь только высказали мы намерение купить у них отдельные образцы их мастерства, они сразу стали подозрительными.
Сначала совсем наотрез отказались продавать, сославшись на то, что у самых недостаток. Потом, поломавшись вдоволь и пошушукавшись друг с дружкой по углам, стали запрашивать со
вершенно несуразные цены. Урезонить их не удалось. Они не хотели уразуметь научного и экономического значения наших обследований. Повидимому, у них создалось убеждение, что мы приехали в степь с единственной целью покупки местных текстильных изделий на приданое нашим московский невестам. Желание заста
вить москвичей заплатить за их приданое подороже было вполне естественным.
Нам пришлось отказаться от составления коллекции и ограничиться приобретением нескольких разрозненных образцов.
В Москве невесты не выказали никакого интереса к степному текстилю, зато специалисты московские очень удивились нашим образцам. Они утверждают, что им никогда не приходилось видеть столь тонких тканей, выработанных из конопли. Исключительная тонкость степных посконных полотенец заставляет пола
гать, что в Терской степи растет особый сорт конопли, до сих
пор нам неизвестный и близкий по свойствам своим к конопле итальянской. Там, где климатические и почвенные условия благо