„Рядом с ним сидела небольшая, остроносенькая девица Орлова и, приподняв темные брови, бесцеремонно рассматривала всех глазами, которые не понравились Никите (уходящему в монастырь горбуну), — они не по лицу велики, не по девичьи остры и слишком часто мигали“.
Сцена прощання с Никитой:
„Наталья (жена Петра Артамонова, устойная) подошла последней но, не доходя вплоть, прижав руку ко груди своей, низко поклонилась и тихо сказала:
— Прощай, Никита Ильич...
Груди у нее все еще высокие, девичьи, а уже кормила троих детей.
Вот и все. Да, еще Орлова: она сунула жесткую, как щепа, маленькую, горячую руку, — вблизи лицо ее было еще неп р и я т н е й. Она спросила глупо: — Неужели пострижетесь?“


„Да, еще Орлова“, — удостоил, все-таки!.. Орлова — это новая, „чужая“, приходящая. А рядом—что это: из „Плодородия“ Золя, или с полотен Халльса — Рубенса?


„В Николин день Артамонов (патриарх, Илья) устроил для рабочих сытный, праздничный обед с водкой, брагой. Столы были накрыты на дворе. Бабы украсили его ветками елей, берез, пучками первых цветов весны и сами нарядились пестро, как цветы. Хозяин с семьей и немногими гостями сидел за столом среди старых ткачей, солоно шутил с дерзкими на язык шпульницами, много пил, искусно под
задоривая людей к веселью и, распахивая рукой поседевшую бороду, кричал возбужденно:
— Эх, ребята! Али не живем?
Им, его повадкой любовались. Он чувствовал это и еще более пьянел от радости быть таким, каков есть. Он сиял и сверкал, как этот весенний солнечный день, как вся земля, нарядно одетая юной зеленью трав и листьев, дымив
шаяся запахом берез и молодых сосен, поднявших в голубое небо свои золотистые свечи. Все было празднично, все лико
вало; даже люди в этот день тоже как будто расцвели всем лучшим, что было в них.
Древний ткач Борис Морозов (следует описание под икону) встал, опираясь о плечо старшего сына, мужика лет шестидесяти, и люто кричал (следуют выкрики иконописного ткача о счастье плодо
родия, дружной работе на хорошего хозяина, о буйном неуемстве пола, и...):
— Ты, Илья Васильев, настоящий, тебе долго жить. Ты — хозяин, ты дело любишь, и оно тебя. Ты — нашего дерева сук, — катай! Тебе удача — законная жена, а не любовница. Катай во всю силу! Будь здоров, брат, вот что! Будь здоров, говорю...
Артамонов схватил его на руки, приподнял, поцеловал, растроганно крича:
— Спасибо, робенок! Я тебя управляющим сделаю...
Люди орали, хохотали, а старый пьяненький ткач... Ульяна не стыдясь вытирала со щек слезы умиления.
— Сколько радости! — сказала ей дочь. Она сморкаясь ответила:
— Такой уж человек, на радость и создан господом!..“


Не столько, впрочем, „господом“, сколько Горьким... Это—„свои“. Это — укладчики. Какие краски!