И хотя под эту песню 100 лет тому назад дремали исключительно путешествующие помещики, — „ямщик“ не умолкает и сегодня.
Он не умолкает, потому что „поет в русской литературе с самого Пушкина. Он -— привычка. Дурная.
В тихих заводях
О продукции Иосифа Уткина („Первая книга стихов , Гиз1928 г., 121 стр.) писалось так много, что я ограничусь здесь только воспроизведением беседы, которая если и не существовала в природе, то могла существовать между автором этой статьи и поэтом.
Автор. Ваша „Повесть о рыжем Мотэле“ была хороша наличием в ней некоего сплошного разговора „со всем Кишиневом . Она была „местной и была укомплектована „наречием . Стихи имели отчетливую общественную нагрузку. И просто удивительно, что от таких вещей вы скатились к умудренной лирике (умудренной за счет чужих эпох).
И. Уткин. Мы выросли, Как вырастает
Идущий к пристани корабль (стр. 31).
Автор. Да, но одно дело — рост и становление пролетарского молодого сознания, происходящие в жестких условиях боевого се
годняшнего задания, а другое дело — плавание по тихим заводям „вечных тем .
И. Уткин. Когда утрачивают пышность кудри
И срок придет вздохнуть наедине, В неторопливой тишине
К нам медленно подходит мудрость (стр. 48).
Автор. Здесь слишком много „тишины и „утрат —так много, что стихи кажутся написанными поэтом „пушкинской плеяды .
Это — плеядина поэтика. И кроме того, какое вы имеете право „вздыхать наедине ? Если вы — человек коммунистической куль
туры, то каждый свой „вздох , каждую потяготу на усталость — несите под контроль. Вас „обдумают , „починят вам нервы (И. Сельвинский) и опять пустят в работу.
И. Уткин. Мне за былую муку
П окой теперь хорош. (Простреленную руку
Сильнее бережешь!) (стр. 28).
Автор. Тематически это — упадочность, как и всякое вообще воспевание покоя там, где еще предстоят классовые бои. А как поэтическая форма — это романс, с резонансом отнюдь не на сего