Тогда безразлично, кто герои — контрабандисты или продармейцы? И безразлично, по каким местам они носятся:
По Тюрингии дубовой, По Саксонии сосновой,
По Вестфалии бузинной,
По Баварии хмельной (стр. 9). По ту сторону Госплана
Последний роман в стихах Ильи Сельвинского „Пушторг“ („Кр. Новь“, май — июнь 1928 г. и др. журналы) является, как и другие его вещи,—„большой формой . И если „Уляляевщина“ получила название эпопеи, то этот роман оказывается еще эпопее.
Проблема „Пушторга , по заявлению самого автора в № 3 „Читатель и Писатель за т. г., — это „молодая советская интел
лигенция (по терминологии конструктивистов — „переходники ), выросшая в эпоху революции и болезненно ищущая сращения с рабоче-крестьянским блоком .
Интеллигенцию эту представительствует меховой и пушной авторитет Онисим Полуяров, а препятствием на его пути к „сращению возникает партработник Кроль. Их столкновения и взаимоотталкивания и составляют действие романа.
Онисим—„молодой великан , „полярный орел , „лоб, с которым надобно родиться , а Кроль — „дурак с интонацией хитреца-с“, „это была отвага страха и вообще —
... Что он умел?
Дважды два и ничего в уме. Онисиму, чтоб родиться —
Нужны были полчища и века случек, Чтоб мутация женского гена
Создала череп звериного гения...
Не герой, а, как сказал бы Хлебников, — „отъявленный Суворов .
А в отношении Кроля автор не поскупился на самые отрицательные черты. Кроль „в роли паяца был просто необходим ста
рику (своему начальнику). И жена Кроля „бледнея, слушала мужний чавк“.
Брег-Гарт по схожему поводу где-то заметил:
„Выходит, что вы нечисто ведете игру: всех козырей, всю козырную масть вы отдали этому детине, а тому достались одни только двойки .
И это верно: игры здесь много, только не „нечистой , а — художественной. Сельвинский „лепил партийца с изъяном, а „вы
лепил изъян с партийцем. Не отделив достаточно рельефно Кроля от коммунизма (строка: „Кроль или коммунизм висит отдельно от контекста), он, силою сюжетных положений, диктатор