Что можно ожидать от „Трама или „Пролеткульта , которые, продолжая питаться Мейерхольдом 20-го года, неизбежно, за отсутствием новых прогрессивных факторов, склоняются к провинциальной эклектике „Театра МГСПС ?
Недаром такая безнадежность звучит в полуопубликованном письме Мейерхольда к Главискусству о „репертуарном кризисе , который теперь превращается на страницах „Комсомольской правды в „кризис Главискусства .
Жизнь советского театра целиком увязает в „художественности .
Когда-то этот лозунг означал „культурную революцию , предпринятую в России просвещенным купечеством.
Сколько было тогда насмешек по поводу театра, объявившего себя „художественным .
Дворянские вкусы императорского театра были оскорблены этим названием.
С тех пор „система Станиславского , победившая всех, образовала династию МХАТов от 1-го до 4-го.
Россия в быстром темпе и в сокращенном варианте проходила общеевропейские пути развития от „эпохи возрождения до трестов.
МХАТ 1-й—„Лопахин из „Вишневого сада , окруженный „попутчиками из дворян — продавал старое „добро и на вырученные деньги строил в России новую капиталистическую культуру.
Плакал „Вишневый сад под топором и плакал сам Лопахин, любя им самим порубаемую красоту дворянского „наследия .
Это была эпоха — двух слез.
В виде пенснэ эти слезы до сих пор живут как символ интеллигенции.
Потеряв хозяина, пенснэ прыгнуло на корабельный канат „Броненосца Потемкина , и оттуда „нет возврата ...
МХАТ 2-й — прямолинейно двигаясь, невольно вступил в мир символизма и мистики, так как дальше МХАТа 1-го по инерции вообще итти было некуда.
МХАТ 3-й — попробовал нечто вроде переоценки всех мхатовских ценностей (Вахтангов), но он... умер.
Наследники остались в пределах династии. МХАТ 4-й... о нем история умалчивает. Исчезли императорские театры.
Они стали государственными и академическими.
Двухсторонняя обработка этих театров продолжалась несколько лет подряд.
С одной стороны — Мейерхольд, с другой — „система Станиславского .
По равнодействующей от этих двух сил образовался сегодняшний советский театр — то, что существует под именем „реалистического конструктивизма .