Маяковский, деленный на Есенина, дал лирическую публицистику Жарова, т. е. ту стандартную стихотворную продукцию, ко
торую потребляют советские издания, скорее по привычке, чем по действительной надобности, ибо сейчас несомненно переживается резкое падение читательского аппетита на стихи.
Спад напряжения на стихотворном участке левого фронта искусства ощущается и внутри группы Леф. Асеев уже в „Проскакове превращает стихи в комментировочный материал к прозаическим документам необычайной силы, дающей некоторым чита
телям основание утверждать, что стихи Асеева не в состоянии „покрыть проскаковского эпоса.
Тот же Асеев пишет „Разгримированную красавицу , первый свой большой прозаический опыт. Самый факт нападения Горького на прозаическую часть этой книги и полное игнорирование стихов показывает, до чего напряжено сейчас внимание в сторону именно прозы.
Маяковскому в Красном зале МК комсомольцы, знающие его наизусть и любящие его, кричат: „Долой Маяковского-поэта, да здравствует Маяковский-журналист! И Маяковский аплодирует это
му выкрику. Или — давая наказ о том, что и как писать из-за границы, говорят: „Напишите нам много про за границу, но только напишите прозой .
Оставляя хихикание на эту тему куплетистам и Тальниковым, я должен со всей серьезностью констатировать, что призыв „пишите прозой к поэту такого колоссального поэтического напряжения, как Маяковский, со стороны любящей его аудитории, озна
чает решительный сдвиг в сознании сегодняшнего активного читателя. То, что Маяковский переводит свой стих целиком на газетно
фельетонную работу, противопоставляя его оде и романсу, есть шаг, снова противопоставляющий Маяковского-газетчика поэтам литературных страниц.
Новосибирский журнал „Настоящее печатает обращение—„Пишите пожалуйста прозой .
На страницах „Нового лефа стихи неуклонно усыхают. В портфелях издательств стихи сейчас самый трудный и самый неходкий продукт, расценивающийся сниженно.
Сейчас максимум левого движения проходит по линии утверждения документальной литературы. Проблема фиксации факта; повышение интереса актива к действительности; утверждение прима
та реальности перед выдумкой, публициста перед беллетристом — вот то, что в Лефе сейчас наиболее жгуче и злободневно.
Мемуар, путешествие, очерк, статья, фельетон, репортаж, обследование, документальный монтаж—противопоставлены беллетристическим формам романов, повестей, новелл, рассказов.
Драка за факт против выдумки отделяет сегодняшних футуристов от пассеистов. В этом вопросе позиция Лефа тем сильнее, что в утверждении документальной литературы Лефу удалось угадать прогрессивный интерес широких читательских масс к сегодняшней реальности, защитить газету, как ведущую литературу