ского материала и носившая в значительной мере случайный характер вследствие отсутствия связи с организациями на производстве, с его творцами и передовиками-ударникам и. Невключение этой работы в промплан борьбы предприятия, как организованного целого, снижало1 ценность, уменьшало эффект и технические результаты такой обезличенной и бессистемной пропа
ганды борьбы за технику. Включение в состав бригад представителей ударников завода, инженерной организации (ИТС) делает бригаду пла
новым, культурным отрядом на заводе в системе технико-производственного просвещения и борьбы за промфинплан, придает значительный авто
ритет и высокую квалификацию фотоработам бригады. Благодаря участию инженера и лучших ударников обеспечен правильный выбор об’ектов производственно-технической пропаганды, обеспечено массовое проведение в жизнь рационализа
торских или учетно-технических мероприятий, обеспечено изучение фотогазет и витрин бригады и обучение по этим фотогазетам и витринам.
Фотография в витринах или газетах, благодаря участию в бригаде инженерной силы, может со
провождаться точным техническим чертежей для облегчения пропаганды и обучения.
Сказанного достаточно, чтобы понять, что предложенный метод состава бригад по производ
ственно-технической фотопропаганде является че только целесообразным, но он является вернейшей дорогой к поднятию авторитета фото и внимания к фотоработе и фоторабселькорам, их нуж
дам и законной помощи им. Это есть вместе с тем и одно из новых методов крепкого, органического врастания фотографии в производственную жизнь предприятия.
Второй метод организации бригад по фототехнической пропаганде, рекомендуемый ЦС ОЗПКФ, заключается в создании бригад на боевых, важнейших предприятиях со строгим учетом экономических особенностей края, области или района и ведущих типов производства. Так, например. московскому ОЗПКФ предложено организовать по одной бригаде в московском коммуналь
ном хозяйстве, на железнодорожном транспорте, на торфоразработках, на одном из преприятий по
дсбьгче подмосковного угля, на новостройках— «Шарико-тюдшипнике» и бобриковском химком
бинате, на Электрозаводе, в одном из льнокол
хозоп области и т. д. Совершенно ясно, что ОЗПКФ каждой области, исходя из этих указа
ний, легко организовать бригады по технической пропаганде на боевых ведущих участках социали
стической экономики своей области. Поскольку мы бедны еще опытом фотопроизводственной пропаганды, этот метод расстановки бригад, организуемых в разных типах производств, имеющих свои специфические особенности, дает бо
гатейший материал для выводов, скорейшей и верной постановки этого дела.
И, наконец, третий и последний метод, рекомендуемый в постановлении ЦС ОЗПКФ о бри
гадах по производственно-технической пропаганде, относится к вопросу о (Нормах производственно
технической пропаганды. И Здесь мы думаем, что Центральный совет прав, когда предлагает не замыкаться в узкие рамки введения производственно-тех1ническ>ой фотопропаганды, например, толь
ко через низовую печать предприятия. Рекомендуя создавать бригады по производственно-технической пропаганде при редколлегиях фабрично
заводской и колхозно-совхозной печати, ОЗПКФ предлагает вместе с тем широко и разносторонне использовать техническую светогазету, фото
фильм, серию диапозитивов, фотовитрин в цехах, фотоплакаты и т. д.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОТОГАЗЕТА
СОЮЗФОТО
Чрезвычайно интересно также мероприятие Союзфото по выпуску технических фотогазет. Со
юзфото намерено выпускать также фотогазеты пс отдельным специальностям и отраслям производства, составляя газеты из подлинных фотогра
фий (т. е. отвергая полиграфический способ вос
произведения в виде клише, отпечатанных в типографии).
Эти фотогазеты Союэфото по производствен но-технической пропаганде будут распространять ся по подписке: каждый тип газеты среди одно
родных производств. Фотогазеты будут иметь разъяснительный учебно-инструктивный текст, смонтированный о фотоснимками по известному
плану развития данной технической проблемы или темы, и т. д. В качестве материалов будут брать
ся не только советские фотографии из данной отрасли производства ,но и лучшие образцы заграничных фотографий.
Фотогазеты Союэфото могут явиться своего рода выставками-передвижками по производствен
но-технической пропаганде. Описанный метод использования фотографии для технической про
паганды имеет несомненно актуальное значение, если издание этих газет — на что мы имеем; основание надеяться — будет тщательно продумано. Технические фотогазеты интересны, кроме того, еще в двух отношениях. Издание таких газет, по
лучение и вывешивание их на соответствующих предприятиях, использование их для учебы в технических кружках данного завода или фабри
ки явятся в первую очередь одним из наиболь
ших средств привлечения внимания всех наших предприятий к возможностям фотографии И ши
рокому использованию фотографии вообще и в частности. Второе не менее важное значение этих фотогазет может заключаться в том, что они послужат толчком и образцом для фабрично-завод
ских и других фоторабселькоровских бригад по производственно-технической пропаганде, о кото рых было сказано выше.
Думается, что фотогазеты Союэфото послужат толчком для фотобригад предприятий к выпуску местных технических фотогазет на конкретном материале своего производства с дополнением фотографий, полученных через редакцию техниче
ских фотогазет Союэфото. Это будет еще одной новой формой технической учебы через фото.
Думается, что читатели журнала «Пролетарское фото», прочтя все сказанное здесь о первых шагах нашей пролетарской фотографии по пути производственно-технической пропаганды, в осуще
ствление на практике постановления ЦК ВКП(б). заинтересуются этим политически актуальным во
просом. Проблема производственно-технической пропаганды через фото представляет интерес
как для педагогов, инженеров, ударников, так и для фотокоров и фоторепортеров, рабселькоров к общественников. Мы уверены, что редакция получит ряд откликов и рабочих предложений.
Г. БОЛТЯНСКИЙ