пример: фотовитрины, сопоставляющие ход данного процесса на разных предприятиях, показ цели и назначения деталей и агрегатов, изготовляемых в данном цехе и т. д.
Дальше, в деле повышения производственнотехнической квалификации техперсонала, в деле ознакомления с новейшими достижениями техники фотоснимок опять появляется в виде диапозитива, картотеки, каталога
По соображениям, изложенным выше, именно на втузы ложится в деле техпропаганды ответственная задача — создание мощного фонда производственных фото.
Каково же положение на втузовском фотофронте? Какие можно наметить мероприятия, обеспе
чивающие перестройку фотоработы во втузах ли
цом к задачам подготовки кадров и технической пропаганды?
До сих пор фото во втузе не приобрело настоящего хозяина. Фотокружками и лабораториями, а последних в ином втузе 3-4, ведают самые раз
личные организации. Редколлегии газет печатных и стенных, научно-технические общества, культ
организации (особенно в общежитиях), действуя разрозненно, способствуют распылению сил.
Преследуя каждая свои цели, они стараются организовать свои лаборатории, привлечь к себе больше активистов, а главное, фотоаппараты, причем систематической учебно-воспитательной работы никто обычно не ведет. Роль фото как оружия политического воздействия и средства тех
нической пропаганды многими партийными и профессиональными организациями еще не учтена.
В свете изложенных выше новых задач втузовской фотоработы намечается решительная перестройка ее.
Во втузе должна быть создана единая фотоорганизация, объединяющая весь коллектив студентов-фотоработников, централизующая весь аппаратурный и лабораторный фонд. «Фотокол
лектив» (название дано условно) должен быть во всей своей работе теснейшим образом связан с редколлегией местной газеты, общевтузовским НТО и культсектором профорганизации.
Редколлегия должна осуществлять основное политическое руководство фотоработой; на НТО падает руко/водство техническое: профком явля
ется общественным (особенно по вневузработе) и хозяйственным руководителем.
Этими организациями, на основе усиления внимания всей втузовской общественности! к фотора
боте, должен быть мобилизован весь фотоактив. Только тогда обеспечено успешное выполнение задач техпропаганды.
Массовая фотоорганизация — «фотоколлективдолжна быть разбита на два сектора: газетнополитический и технический.
Говорить о задачах газетно-политического сектора не входит в план данной статьи. На технический сектор ложится использование фото в 1 технической пропаганде и учебе. Отсюда неизбеж
ность теснейшей связи его с местной печатью и научно-техническим обществом.
Наиболее целесообразная форма такой связи — объединение в одном лице редактора втузовского технического издания (журнал, /вкладка к газете и т. д.) и руководителя (председателя оргбю
ро) технического сектора. Именно такой проект организации фотоработы выдвинут в Ленинградском машинституте.
Привлекая преподавательский актив, научное техническое общество должно разрабатывать темы производственных съемок. На него же па
дает последующая обработка фотоматериала (подбор серий, текст).
Академорганизации, заинтересованные в. использовании фотоснимка в качестве текущего наглядного пособия, должны озаботится составлением по имеющимся программам производственного обучения тематических перечней засъемок.
Таковы пути получения технически осмысленного заказа на производственную фотосъемку.
Способы использования заснятого фотоматериала для техпропаганды должны намечаться при
участии местных организаций об-ва «Техмасс» и обязательно в теснейшем контакте с общественностью базовых для данного втуза предприятий (ИТС, БРИЗ, штабы техпохода).
К значению фотографии в технической пропаганде надо привлечь внимание не только втузовской общественности.
Надо обеспечить правовое положение студента, стремящегося фиксировать фотографическим пу
тем изучаемые производства. До сих пор неодно
кратно приходится сталкиваться с совершенно не мотивированными, не обоснованными запре
щениями студенческому фотоаппарату проникать в цеха, независимо от того, где и что предположено снимать.
Вопросом о дозволенных объектах съемки, о праве студента-практиканта проникать в цеха для съемок оборудования и производственных процес
сов, о контроле за съемкой и негативным архивом,—-следует немедленно Заняться сектору кадров и новому сектору технической пропаганды ВСНХ СССР. Иначе большие возможности взаимно полезной работы втуза и (предприятия останутся неиспользованными.
С другой стороны, решительно должно измениться отношение ОЗПКФ к втузовскому участку фотоработы. Унаследованную от ОДСК вред
ную тенденцию игнорировать /втузовские кружки, ждать пока они сами придут на поклон,— культивировать не стоит.
Втузам, где подавляющее большинство учащихся составляют представители пролетарского, тру
дящегося молодняка, где почти 100 процентов охвачены энтузиазмом ударничества, перед которыми развертывается ответственная задача мас
совой технической пропаганды, — должно быть обеспечено внимательное и регулярное фотоснабжение и руководство.
Втузы должны перестроить свои фотоорганизации, при чем должны быть выполнены условия,
обеспечивающие нормальную работу втузовца с аппаратом, и тогда втузы превратятся в точки, откуда мощными концентрическими кругами бу
дет распространяйся пропаганда технических знаний, подкрепленная производственным фото снимком.
В. ВИЛЕНСКИЙ
ОТ РЕДАКЦИИ
Редакция в основном разделяет мысли автора и
ждет откли<а и конкретных предложений Союз- ц фото и Сектора техпропаганды ВСНХ.