стического руководства. Мастера Сологуб, Мелещенко и Капинус дезорганизуют производст во. 18.662 станкочасов простоя—вот причина прорыва.
В газете еще не видно прямой совместной работы рабкоровских бригад и фото;кружка, но тематически в подборе выступлений они идут рядом.
В номере от 6 сентября, (мы располагаем лишь отдельными номерами) газета дает материал к решению заводского иарткомитета о кооперативе
(торговля, общественное питание) и рядом фото— очередь у овощного магазина. В том же номере газета помещает немногословный, но выразительный снимок, — группа рабочих у шланга, сидят покуривают — «нет кислорода». ,
Целый ряд других тем подается кружковцами завода в контакте с редакцией—одна из наиболее интересных—борьба за срочное выполнение зака
зов для Кузнецка, Макеевского завода, борьба вокруг блюминга.
Мы взяли газету другого решающего района— Криворожья. Газета называется «Червонный Гирник». В течение июля напечатано громадное
количество карикатур и совсем не использовано фото. Газета в этом отношении стоит на уровне 1922 23 г., не дальше. Это отставание, характерное для очень многих газет, встает как очень тре
вожная проблема, как в связи с общими задачами оперативности, Так и с задачами оперативной технической пропаганды. Прошел уже месяц с мо
мента опубликования постановления ЦК о техп.ропаганде, а газеты еще не приступили к этой работе. И центральная и местная печать оперативно к этой задаче не подошли. Совершенно не ве
дется пропаганда и популяризация тех машин, тех методов работы, которые свойственны для данной господствующей в районе промышленности. Ес
ли, например, взять даже такую передовую ини
циативную газету, как «Уральский рабочий», то бросается в глаза крайная слабость технической пропаганды, отсутствие показа нового типового оборудования горной или ме
таллургической промышленности, отсутствие показа новых методов работы. Газета борется за введение новых методов, но , их не по
казывает. Фото остается до сих пор формальным моментом-—‘эффектный монтаж, в высокоторжественные дни— картиночка.
Газеты угольных районов часто оперируют названиями таких систем, как диагональная лава По
луэктова и Быкова, уступно-вертикальная лава Рыбина, система Вишневского -— Абакумова, систе
ма Епифанцева, Карташова, Филимонова, Цыбы Эмелита, диагонально-вертикальная лава Бокарева, печко-столбовая система. Но где они показа
ны? Знает ли широкий актив горняков суть этих систем? Где гарантии того, что работающий на крутом падении мастер легко овладеет предложен
ной ему системой в условиях иного расположения залеганий угля?
Без фото популяризировать все эти системы невозможно, а отношение к фото таково, что даже такая газета как «Комсомольская правда» считает возможным давать под фото заведомо неверные подписи, лишь бы его можно было в качестве картинки заверстать в определенный материал.
22 августа в письме из Красноярска (« На воздушном перекрестке») поставлен снимок, изображающий сборку авиомотора в ташкентских
мастерских, а подпись дана красноярская. В дни падения лейбористского кабинета в Англии дан снимок рабочего аукциона в САСШ с под
писью «Лидер либеральной партии Ллойд- Джордж». При таком легком отношении к фотодокументации нам далеко до настоящего использования фотоаппарата как средства оперативной работы.
Мы заканчиваем третий решающий год пятилетки. Печать должна вплотную взяться за проверку выполнения строительных планов и зада
ний (качественных и количественных), сроков и т. д. Пусковой период—ответственнейшая часть строительства — потребует исключительного вни
мания, ибо дорогой урок Сталинграда не должен повторяться.
Наша фотокоровская организация к этой работе не готова. Нужен решительный перелом, причем борьбу за перелом надо начать в цехо
вых и заводских (не печатных) газетах, ибо, не будучи связаны цинкографией, они могут исклю
чительно широко использовать фото. В целом ряде случаев дать фото не так легко (например, обезличка), но просто, показав вчерашний обез
личенный станок, сегодня спаренный, можно «придраться» к случаю и рассказать о том или ином факте. Фото в данном случае, не являясь оперативной силой, становится средствам фикса
ции внимания читателя и тем самым выполняет свою служебную организующую роль. Наконец, последнее — задачи оперативности требуют не только коренной перестройки фотокоровских организаций, но и индивидуальной квалификации че
ловека, вооруженного аппаратом. Пока фото было материалом для подверстки или элементарного иллюстрирования, фотокор мог не очень задумы
ваться над тем, что, как, когда, зачем, почему он снял. Оперативный снимок требует точной фиксации объекта съемки, его окружения, общей об
становки, имен, цифр и т. д., -иначе оперативного снимка, облегчающего моменты установления того или иного факта, мы иметь не будем, а стало быть останемся на старых позициях, уже позади требований социалистической стройки.
Это наше отставание не может остаться без политической характеристики, ибо если газеты плохо пользуются фото и в то же время перестра
иваются в сторону оперативности (это видно всякому, следящему за печатью), то видимо фотокоровские и фоторабселькоровские массы стоят вне основной оперативной силы — вне бригады печати. Отставание в тот период, когда нужно «работать по-новому»—есть отставание оппортунистическое.
За этим отставанием скрывается непонимание того, что в решающий год пятилетки все силы, все
средства должны быть направлены на борьбу за конкретные для каждого района строительные задачи.
В этой стройке растут массы, в этой борьбе испытывается закалка и крепость рядов каждой партийной ячейки. В этой стройке проверяется пригодность десятков приводных ремней.
Там, где фотокоровский ремень полощется на холостом ходу, вся рабкоровская масса, весь актив печати должны взяться за выправление ра
боты фотокружка и включение его рядов в борьбу миллионов.
В. ГРИШАНИН