Отсчитываю каменные плиты яростными шагами. Пусть меня кто-нибудь оскорбит на улице, чтобы я в ответ мог его ударить и бить долго, до крови, до крика...
Как они смели, все эти тетки и мачеха, эта посторонняя женщина, вывезенная отцом из Ченду, распоряжаться моей судьбой? Я достаточно взрослый, чтобы решать самому.
Если отец мне запрещает женитьбу,—это куда ни шло. Но если мачеха где-то там, за моей спиной захлестывает меня в петлю высмеивания...
Кто невеста? Какую девицу собираются посадить рядом со мной за обеденным столом, положить ко мне в постель в день моей свадьбы. Может быть, уродина? Неграмотная? Тупица? Неряха?
Не знаю, кто она, как ее имя, из какой она деревни. Я ушел из-за обеда, не спросив об этом.
Я у товарища. Он очень спокойно глядит на мои взволнованные шаги по комнате и медленно расставляет шахматные бляшки на доске.
— Меня сегодня помолвили, — отстреливаю я ему три страшных слова.
Он спокоен.
— Я знаю. Твою невесту зовут Гуан.
— Гуан? Я не знаю такой фамилии. А впрочем, какое это для меня имеет значение—Гуан, Муан, Суан или еще кто-нибудь...
— Успокойся, — говорит мне товарищ.— Садись, сыграем партию.
Но я еще не могу сесть. Я должен ходить.
Две мысли раздирают мой мозг. Так лавочник разрывает шелковую полосу материи, сделав на ней ножницами насечку. Первая мысль — не хочу жены. Вторая мысль — жалко мачеху. Она ведь думает, что делает очень важное и нужное дело. Она ведь помол
вила меня только из любви. Своих детей у нее нет, вот она и распоряжается за меня.
Но сейчас же по этой жалобной мысли, чирикающей как пичужка, ударяет крепким собачьим рявком первая — не хочу жены! — Слушай, — говорю я товарищу, — а я не женюсь.
— Пустяки! — отвечает спокойно товарищ. — Женишься. От помолвки не отказываются. А если ты откажешься, то разоришь свою семью. Родители Гуан начнут процесс против свахи, сваха перекинет обвинение на мачеху, а затем знай таскай деньги в суд. Хорошо, если еще кончится только денежным штрафом, а то, опа
саясь мачехиного бегства (а ведь местные судьи знают, как все вы, Дэн, ловко бегать умеете), могут ее запереть на время процесса в тюрьму... Перестань ходить, Ши-хуа, и сыграй партию в шахматы. Неприлично королю шахмат впадать в позорную ярость по поводу такой незначительной и такой неизбежной вещи, как женитьба.
Я останавливаюсь перед доской, беру пешку и делаю первый
ход к „реке“................................................................................................................................