„Чай в полпредстве — знакомство с писателями Чехо-Словакии и „атташэ интеллектюэль“ Франции, Германии, Юго-Славии.
Большой вечер в „Виноградском народном доме“. Мест на 700. Были проданы все билеты, потом корешки, потом входили просто, потом просто уходили, не получив места. Было около 1 500 человек.
Я прочел доклад „10 лет 10-ти поэтов . Потом были читаны „150 000 000“ в переводе проф. Матезиуса. 3-я часть — „Я и мои стихи . В перерыве подписывал книги. Штук триста. Скучная и трудная работа. Подписи — чехо-словацкая страсть. Подписывал всем — от людей министерских до швейцара нашей гостиницы.
Утром пришел бородатый человек, дал книжку, где уже расписались и Рабиндранат Тагор и Милюков, и требовал автографа, и
обязательно по славянскому вопросу как раз — пятидесятилетие балканской войны. Пришлось написать.
Не тратьте слова
на братство славян. Братство рабочих
и никаких прочих.
Привожу некоторые отзывы о вечере по якобсоновскому письму: а) В газете социалистических легионеров (и Бенеша) „Narodni
osvobozeni от 29/1V сообщается, что было свыше тысячи человек, что голос сотрясал колонны и что такого успеха в Праге не имел еще никто!
б) Газета „Lid. Nov. от 28/IV сожалеет о краткости лекции, отмечает большой успех, остроумие новых стихотворений, излагает лекцию.
в) В официальной „Ceskoslov. Republika — отзыв хвалебный (сатира, ораторский пафос и пр.), но наружность не поэтическая. г) В мининдельской „Prager Presse — панегирик.
д) В коммунистической „Rude Pravo — восторгается и иронизирует по поводу фашистских газет „Vecerni list и „Nàrod (орган Крамаржа), которые возмущены терпимостью полиции и присутствием представителей мининдела, сообщают, что ты громил в лекции Вер
сальский мир, демократию, республику, чехо-словацкие учреждения и Англию, и что английский посланник пошлет Бенешу ноту протеста.
Этих газет тебе не посылаю, потерял, но посылаю следующий номер „Narod , который суммирует обвинения и требует решительных мер против „иностранных коммунистических провокаторов .
„Narodni osvobozeni от 29/1V насмехается над глупой клеветой газеты „Narod .
...Из Праги я переехал в Германию. Остановился в Берлине от
поезда до поезда, условясь об организации лекции.