Ряд статей, письма из Парижа, записки А. Дуровой, статья о теории вероятности, статья о партизанской войне, исторические анекдоты, перевод приключений мальчика, взятого в плен индейцами, путешествие по Москве.
Романов, конечно, нет. Но есть статья: „Как пишутся у нас романы (с подписью Ф. С.).

Это явление не объясняется тем, что в это время у нас не было вообще прозы, или тем, что публика прозой не интересовалась.

Наоборот. Из статьи Гоголя в том же „Современнике мы узнаем.

.... Распространилось в большой степени чтение романов, холодных, скучных повестей и оказалось очень явно всеобщее равнодушие к поэзии („О движении журнальной литературы , „Современник , № 1, стр. 218).

Но половина журнала из стихов.

„Современник был журнал изобретательский. Он искал перехода к новой прозе, к установке на материал.
Нельзя даже сказать, что произаические документальные отрывки, даваемые в „Современнике , тематически были другие, чем тогдашняя сюжетная проза.
Скорее, они тематически с ней совпадали и ее предупреждали. Например, цитаты из Георгия Кониского с его описанием каз
ней над казаками почти текстуально совпадают с „Тарасом Бульбой Гоголя.
Здесь была борьба между „подробностями и генерализацией, между романом и фактом. Тогда она сгущалась резко. Вот цитаты из № 3 „Современника .

„Пишите просто собственные записки, не гоняясь за фантазией и не называя их романом; тогда ваша книга будет иметь интерес всякой летописи, и произойдет еще та выгода, что вас будут чи

тать люди не с намерением читать роман, ибо такое расположение духа в читателе гибельно для всего того, что вы почитаете лучшим в своем сочинении! Не обманывайтесь даже успехами: чита

тели ищут в ваших романах намеков на собственные имена, когда не ищут романа ...

Тиражи наших журналов

Тираж „Литературной газеты был „едва сто (Барсуков, кн. III, стр. 14). В этом журнале писал Пушкин.
Но тираж „Телескопа , в котором писал Белинский, был так низок, что издатель сознательно взорвал журнал, напечатав в 15-й книжке „Философическое письмо Чаадаева.
Журнал „Европеец с именами Жуковского, Языкова, Баратынского и Пушкина имел пятьдесят подписчиков.
Но „Современник достиг до пятисот подписчиков.
„Библиотека для чтения имела успех, что, конечно, не может быть ей поставлено в укор.

„Миргород и „Арабески не разошлись.