МИРОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ


Сверхгигантские фотопортреты Ленина и Сталина, установленные в первомайские дни на пл. Свердлова, — (новый этап, новое достижение советской фотографии и прежде всего фотомонта
жа. Мало того, эти сверхгиганты — мировое достижение. Они открывают грандиозные перспек
тивы для монументальной фотографии, которая отныне становится новым мощным оружием классовой борьбы и строительства.
Мировая фотография 1не знает подобного сверхувеличения. Кризис в капиталистических странах создал кризис и в искусстве фотографии и фото
монтажа, прцвел к развалу, мистике, рекламе, любованию головками, или беспредметными «индустриальными мотивами». Только молодая со
ветская фотография и фотомонтаж, — на основе достижений рабочего класса, — смогут дать фотоработы мирового значения.
Поэтому совершенно неслучайно всеобщее внимание привлекала площадь им. Свердлова,) где центром оформления оказались гигантские фотопортреты Ленина и Сталина, связанные с новостройками и ударниками. Массы впервые увидели фотоофо^мление, грандиозное по масштабу, политически предельно насыщенное Оформление, которое заняло самостоятельное место как действенный агитационный образ.
Когда начинаешь говорить о фото и фотомонтаже как о новом виде агитационного искусства, то со стороны отдельных деятелей искусства и организаций встречаешь подчас консервативное отношение к этому новому виду массового искусства. Даже Рабис постановил снизить на 25 процентов оплату худогкникам и плакатистам, работающим методом фотомонтажа. Совершенно не
лепы и неправильны утверждения тех товарищей, которые считают, что фото и фотомонтаж ставят себе задачу вытеснения и замены живописи и рисунка. Наряду с живописью и рисунком растет и развивается новое искусстве фотографии и фо
томонтажа. Задачи у них одни и те же. Фото и фотомонтаж занимают все более и более вид
ное место в общей системе наглядной агитации. Основная база-г печать. Плакат, журналы, газе
ты, массовая книга немыслимы без участия фото и фотомонтажа. В последние годы фотография как оружие классовой борьбы и социалистиче
ского строительства вышла наравне с плакатом, на площади и улицы.
Гигантские фотографии на пл. Свердлова заняли самостоятельное место как монументальный вид искусства в области оформления революционных празднеств и политических кампаний; фо
тография вышла на площади и улицы из узких рамок витрины, стала сильнейшим рычагом мо
нументальной пропаганды. Эта работа послужила толчком для разработки новой технической и методической базы, разрешила многие вопросы печатания, увеличения и обработки фотографиче
ских сверхгигантов, создала новую технику и технологию.
Замечательна эта работа и тем, что здесь впервые по-настоящему был применен метод коллективной работы, метод социалистического со
ревнования и удар ничества. Работа, в которой участвовало около 200 чел., проходила в атмо
сфере большого подъема, сплотила все лучшие силы. Используя этот опыт, мы сумеем создать к 15-й годовщине Октября еще более мощное фотооформление.
Октябрьский штаб, Моссовет и Московский комитет партии поручили мне к октябрьским праздникам в 1931 г. составить проект оформмления Красной площади.
Мой первоначальный вариант этого проекта: дать на протяжении всего здания Гума (180 м длины и 12 м высоты) методом фотомонтажа панораму социалистических гигантов: Кузнецк
строй, Магнитострой, Днепрострой, Химкомбина
ты, Сталинградский тракторный н др. На фоне этих строек, — ударники, миллионная масса, перестраивающая мир, с развернутыми красными знаменами. В центре против мавзолея предполага
лось дать гигантские фотографии Ленина и Сталина высотой 25 м, т. е. на 5 м выше Гума.
Проект оформления одобрили, но за краткостью срока было реше/но от выполнения всей .гигантской панорамы отказаться, оставив только центра\ь- ный объект, т. е. сверхпортреты Ленина и Сталина на фоне развернутого красного знамени.
Совещание из крупнейших фотоспециалистов, инженеров, печатников, химиков и др. с первого’ же момента выяснило, что почти все Процессы являются не просто сложными техническими про
цессами, а одновременно и творческими: нужно было искать, изобретать, создавать новое.
К сожалению, в последнюю минуту выяснилось, что по техническим причинам гигантские фотогра
фии не могут быть установлены на Красной площади. По распоряжению Моссовета гиганты были бережно сохранены. И только в мае этого года, сверхувеличения портретов Ленина и Сталина были поставлены на площади Свердлова.
Какие недостатки обнаружились в части качества этих гигантских фотографий?
Ретушь отняла у фото его основные специфические свойства, что укоротило шкалу ахроматических переходов. Почти отсутствовала светло
серая градация. Преобладали черные и белые
тона — большая контрастность, что уничтожает рельеф, дает плоскостность. Следовало менее кон
трастно печатать и при ретуши ограничиться только исправлением дефектов.
Второе — в результате неравномерности лакировки и густоты слоя заметно было пожелтение.
Недостатки, касающиеся оформления площади в целом:
Не были установлены; как намечалось по проекту, большие красные стяги по обеим сторонам фотографии, вследствие этого большие серые площади были оголены и лишены активизирующего цветного поля.
Ночью портреты были слабо освещены. И специально направленных прожекторов оказалось слишком мало. Требование об увеличении числа
прожекторов оказалось по техническим причинам невыполнимым.