тоненьких цепочек, не дающих представления о грандиозности, разнообразии и пестроте оформления этих колонн.
Отсюда выводы на будущее: 1) съемка праздничного города с аэроплана целесообразна толь
ко при более низком полете машины — не выше 150—200 м, при вооружении съемщика специальной более совершеной аппаратурой с корот
кофокусным объективом; 2) съемка с обычных «верхних точек» (на Красной площади —• со Спасской башни, с крыши Гума, с крыши Исто
рического музея, с возможно более высоких точек бывш. церкви Василия Блаженного, на пло
щадях и улицах Москвы — с крыш и балконов высоких домов) может дать результаты более внушительные, чем съемка с высоты 250—300 м.
Эти выводы следует учесть при разработке планов фотосъемок празднования 15-летия Октябрьской революции.
Кроме Москвы, фотосъемка с воздуха проводилась 1 мая в Ленинграде. Ленинградское отделение СФ выпустило превосходные снимки парада на пл. Урицкого, сделанные с аэростата, законтрактованного Ленинградским отделением и поднимавшегося с оригинальным аншлагом из отдельных букв, составляющих слово «Союзфото» (см. снимок аэростата).
IV
По линии массовой продукции как новое и интересное мероприятие надо отметить выпуск СФ, совместно с Управлением трудсберкассами фотоснимков-миниатюр размером 4 X 6И> в количестве 10 сюжетов и тираже 40.000. Эти миниа
тюры были распространены утром 1 мая среди демонстрантов. Для миниатюр были подобраны снимки Днепростроя, Магнитостроя, Кузнецкстроя, Шарикоподшипника и снимки, агитирую
щие за вклады в трудсберкассы. В техническом отношении снимки были сделаны почти безукоризненно. На обороте каждого снимка даны в две краски лозунги, увязывающие задачи четвер
того, решающего года пятилетки с пропагандой трудовых сбережений и подробные текстовки, объясняющие содержание снимков.
Большое агитационно-пропагандистское значение такого рода материала и его преимущества по сравнению с обычными листовками не подле
жат сомнению. Преимущества эти заключаются в том, что фотоснимки-миниатюры внимательно рассматриваются и обсуждаются. Каждый трудя
щийся, получивший фотоснимок, показывает его своим домашним и товарищам, бережно сохра
няет как память о празднике. Лозунги и тексты на снимке прочитываются многими. Будучи сопровождены снимками, лозунги лучше запоминаются и оказывают большее воздействие.
Этот первомайский опыт сектор распространения СФ должен использовать не только к праздничным дням, но и в практике своей по
вседневной работы совместно с заинтересованными организациями, ему следует выпускать такие миниатюры ко всем наиболее значительным кампаниям.
Если в дни празднования 14-й годовщины Октября в Москве было доказало, что фотография является неплохим материалом для оформления пролетарского праздника, то 1 мая 1932 г. должно было убедить всех, что без фотоснимков
Продолжение на стр. 10.
Демонстрация трудящихся на Красной площади 1 маяФото Б. Кудоярова