ОТСТАЛЫЙ ФРОНТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА.


Восстановительный период в развитии нашей промышленности требует величайшего напряжения всех сил рабочего класса.
Пятилетний план великих работ народно-хозяйственного строительства СССР немыслим без активного творческого участия работников художественного труда.
Каждый работник художественного труда должен осознать, что темп индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства не может быть ослаблен ни на одно мгновение. Каждый из нас, художников, должен понимать, что для раз
вития нашей социалистической промышленности нужна огромная энергия, воля и упорство в работе,
На смену старым машинам и кустарно-техническим приспособлениям,отстающим от современного темпа индустриализации, вырастают новые.
В целом ряде промышленных областей, как-то: машиностроительной, текстильной и др., мы отмечаем значительное обновление и усовершенствование производственных процессов.
Состояние же нашей художественно-изобразительной работы, увы, отстает от индустриального темпа.
Советские художники в формальном отношении кое-чего достигли, способ обработки картинной плоскости видоизменился, но для реконструкции и индустриализации изо-производства не сделано почти ничего.
Если мы видим в театре художественное оформление спектакля, с затейливыми трюками, сделанными как-то по-новому, вне традицион
ных приемов, это не есть еще изобретательство, а только формальная сторона разрешения спектакля.
В наших театрах и клубах почти нет изобретений. Художники, талантливо работающие в области формально-изобразительной, должны подумать и об изобретательстве.
Если сегодня перестраиваются фабрики и заводы на технику будущего,— то мы с нашим „кустарным“ производством не можем итти в ногу с современностью.
Переключим производство художественных ценностей на высшую технически-усовершенствованную ступень развития.
Художник ,,воздыхатель“ будущему не нужен. Стране нужны художники революционного пафоса, художники-строители и инженеры с художественным уклоном. Стране, строящей социализм, нужны тысячи Казанцевых и Трегеров.
Изобретать нам нужно в быту, театре, клубе и т. д.
„Убогие“ формочки и пыльные колосники в театре не могут существовать вечно, в то время как зритель предъявляет все новые требования к зрелищам. Стены театра, коробка сцены не удовлетворяют художников.
Для практического разрешения этого вопроса необходимо объявить художникам социалистиче
ский конкурс не на украшательство, а на целый
ряд изобретений и усовершенствований в таких областях, как, например: театр, клуб, сцена и пр., дабы выработать из художника инженера художественных ценностей.
Создадим на предприятиях Рабис ячейки содействия изобретательству.
Художник И. КОРОЛЕВ.
УЛУЧШАЙТЕ „МЕЛОЧИ БЫТА“.
Не только в провинции,—ни в одном из театров столиц до сих пор еще не разрешен вопрос о вешалке. Разве редки случаи, когда финал спек
такля, сплошь да рядом самый впечатляющий в вечере момент,—срывается из-за... вешалки?
Пугаются предстоящей очереди за получением одежды; норовят попасть первым к барьеру вешальщика; срываются с мест как только в воз
духе начинает проносится ощущение приближающегося конца спектакля; нетерпеливый шум, хлопание дверьми, шаркание ногами,—спектакль на половину уже забыт...
А у самой вешалки? Давка, толкотня, руготня. Вопросы вешалки, мы знаем, не мало связаны с состоянием наших театральных помещений, с рядом объективних причин... Тем не менее можно было бы кое-что сделать для улучшения этого дела. И вовсе не за чем быть изобретателем, — надо просто крепче призадуматься над этим.
Призвать на помощь здоровую житейскую смекалку,—и улучшенная „мелочь“ вырастет в большое дело!
* **
Актер в ожидании своего выхода. Толчется где-то здесь, за сценой, каждую минуту оглядываясь на помрежа: не пора-ли?
И не занят и не свободен... Вместо отдыха — нервное ожиданье.
А почему бы не сидеть актеру спокойненько у себя в красном уголке, за кулисами, в полной
Создадим на предприятиях Рабис ячейки содействия изобретательству.
уверенности, что он в нужную минуту оудет оповещен... Ну, хотя бы „на манер“ номерных досок в гостиницах или как-нибудь иначе.
***
Гардероб для актера—нужнейшее орудие производства. В вечных переездах гардероб этот самое тяжелое бремя актера.
Прабабушкины сундуки, беспрерывное укладывание и раскладывание, постоянное дрожание за аккуратность складки на брюках, неизбежно подвергающихся риску быть измятыми и т. д.,— не перечислить всех багажных хлопот у каждого мало-мальски „порядочного“ актера...
Мелочь, как будто?
Ничего подобного! С какой бы благодарностью встретила актерская масса выдумку какого-нибудь „конструктива“, могущего одновременно служить и шкафом—и передвижным сундуком, приспособленным для нормального хранения вещей и т. д.
Мастерам театрального конструктива есть тут над чем подумать!
***
Выводы? Простые.
Больше внимания выдумкам по усовершенствованию мелочей быта и производства.
В общей сумме усилий по поднятию качества нашей работы выдумка по улучшению мелочей нашего механизма является немаловажным слагаемым.
А. Ш.