Наше время очень богато техническими новшествами. Такие открытия, как радиотелефония и вообще электромузыкальные приборы, новые металлы и сплавы, обладающие неизвестными доселе свойствами и многое другое, казалось бы, должно отразиться и на инструментальных сред
ствах музыкального искусства. Между тем, как это ни странно, в нашу эпоху строящегося социализ
ма симфонический оркестр состоит из тех же инструментов, что и во времена Бетховена, при чем эти инструменты технически ничем не усовершенствованы. Те немногие изобретения в области радиоинструмен тария, какие мы имеем на сегод
няшний день—Терменвокс и радио
фон Ананьева сделаны инженерами, а не музыкантами.
Очевидно, музыканты считают свои инструменты чем то незыблемым, раз навсегда установившими и не пыта
ются внести в них какие-либо измене
ния или усовершенствования. Меж
ду тем, роль даже мелких усовершенствований, введен
ных в технику ин
струмента, чрезвычайно значительна и немедленно отзывается на применении самого инструмента. Достаточно привести пример медных ду
ховых инструментов, которые крайне скудно применялись до тех пор, пока существовала система приставных „крон“ и сразу ставших очень распространенными после изобретения удобных пистонов. Точно также старая диатоническая арфа применялась в оркестре редко, а для соль
ного исполнения почти совсем не годилась, а после введения Эраром педального механизма стала непременным участником симфонических ансамблей и хорошим инструментом для солистов. В наше время широкое применение медных ин
струментов в джазбандах за границей привело к изобретению для них целого ряда сурдин,
дающих оригинальные звучности и расширяющих диапазон возможностей инструментов.
Возможно, что найдутся музыканты, которые возразят, что, дескать музыкальные, инструменты, в их теперешнем виде уже являются совершен
ством. Это совершеннейший абсурд. Например, желая увеличить малую силу звука скрипки, американцы приспособили к ее деке, возле подбородника, небольшой рупор, и по отзывам спе
циалистов это приспособление делает тон скрипки более полным и округлым, сохраняя всю нежность звука. А насколько необходимо расши

рить объем медных

инструментов вверх, гобоя вниз и т. д. Одним словом, для музыкального изобретательства открыты боль
шие возможности и наши музыканты должны заняться им.
Но здесь встает весьма существен

ный вопрос о том, кто будет эти изо

бретения поддержи
вать премировать и проводить в жизнь. Каждой рабочий с производства знает, что его изобрете
ние, если оно ценно, ему помогут разра
ботать инженеры, это изобретение затем осуществят на его заводе и, если оно оправдается, повсеместно. Сам изобретатель получит премию и возможность дальнейшей работы. Поэтому необходимо в музтресте создать бюро по реализации и даже стимулированию изобретений.
Товарищи ■ музыканты, изобретайте, совершенствуйте свои старинные инструменты. От этого выиграете вы и музыкальное искусство.

КЛИМЕНТИЙ КОРЧМАРЕВ.

На рисунках: „Автопианограф“, изобретенный Е. А. Шалпо аппарат для записывания

различных степеней динамики игры (запи

сывает пять нот и обе педали)