Художник-архитектор С. В. Козловский изобрел чрезвычайно ценную систему фундусов, применяемую на кино-фабрике Межрабпомфильм.
Принцип фундусной системы заключается в том, что каждая декорация не строится, а соби
рается, не ломается по использовании, а разби
рается. Достигается это следующим путем. Под наблюдением изобретателя на кино-фабрике были
изготовлены в большом количестве различные архитектурные части из щитов-стен, щитов-насти
лов, разных размеров брусьев, арок, колонн, окон, дверей и т. д.
Каждый комплект щитов-стен состоит из десяти единиц разных размеров — от одного метра до 6 метров высоты и от одного метра до 10 сан
тиметров ширины. Щиты-стены служат для сборки всех декораций. С их помощью можно строить в любом месте здания в несколько этажей высоты.
Щиты настилы, также имеющиеся в различных размерах, предназначаются для постройки всевозможных площадок, лестниц и возвышений, при чем все надстройки из щитов-настилов выдерживают любую нагрузку.
Что касается арок, окон, дверей и т. д., то они вводятся в уже готовую декорацию по выбору художника.
Таким образом, сборка самой сложной декорации из уже готовых частей забирает не более 1 дня.
Применение фундусной системы на кинопроизводстве дает возможность почти совершенно обходиться без дорогостоящих лесов, фанеры.
Для скрепления отдельных фундусов между собой С. В. Козловский применяет так называемые струптины, с помощью которых совер
шенно изгнан гвоздь из производства, что также является большим достижением, так как скреп
ляемые без гвоздей фундусы не трескаются и не портятся. Кроме того, струптины дают воз
можность в павильоне строить любую декорацию, не мешая идущей съемке, так как, благодаря струптинам, устраняется всякий стук, неизбежный при употреблении гвоздей.
С помощью фундусов и струптин можно в любое время в одной и той же уже готовой де
корации менять отдельные части, опускать ниже арку, лестницу, поднимать окно, дверь и т. д.
На рисунках: на 6-й стр. (слева направо) декорации (лестница, зал, цирк), собранные из фундусов, изобретатель фундусной си
стемы С. В. Козловский; на 7-й стр. (сверху вниз): струптины для скрепления фунду
сов между собой, комплекты щитов-стен и щитов-настилов фундусной системы.
Монтажи Конст. БорР.