ПРОФ. О. Ю. ШМИДТ

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОХОД

ЛЕДОКОЛА „СИБИРЯКОВ

Переход через Ледовитый океан из Европы в Берингово море был давней мечтой человечества, занимавшей мореплавателей еще в XVI столе
тии. В -принципе задача -эта была решена в 1878-79 гг. Норденшельдо-м, частично поддержанным в финансовом отношении -русскими капиталистами. Норденшельду впервые удался пере
ход Великим юев-ер-ным -морским путем. Однако для этого ему пришлось потратить два года и зимовать во льдах. Переход этот был повторен Амундсеном и -русской экспедицией под руководствам Вилькицкого. Обе эти экспедиции потребо
вали более двух лет. Амундсен зимовал во льдах дважды.
Оставался открытым вопрос, можно ли совершить весь путь в течение одного лета, без зимою-к-и. Разрешить эту задачу и было целью экспедиции Арктического института в Ленингра
де -на ледоколе «Сибиряков» под моим руководством. Экспедиция -была поддержана значительными средствами со стороны правительства Со
ветского -союза. К участию в экспедиции были привлечены лучшие научные силы СССР—среди них известный поля-риый исследователь п-ро-ф. В. , Ю. Ви-зе—и лучшая команда во главе с ка
питаном Ворониным, с которым -мы еще в 1929-30 гг. совершили большое полярное путешествие на Землю Франца-Иосифа и на Северную Землю на ледоколе «Седов».
Мы отважились на решение этой трудной задачи -потому, что уже несколько лет Советский союз проводит систематические работы -в области исследования Арктики, и во многих пунктах Се
вера (Северная земля, о. Врангеля) установлены радиостанции. Команда ледокола была хорошо знакома -с условиями плавания в Ледовитом океане, а научный персонал экспедиции был проникнут твердым желанием достигнуть поставленной цели.
28 июля 1932 г. мы -вышли из Архангельска и I октября прошли через Берингов пролив. Таким образом, весь переход был совер-шен в два ме
сяца четыре дня. Экспедиции удалось собрать но только богатейший научный материал, но и установить также -практически удобный путь по северным мо-рям. Проделанный нами путь явля
ется кратчайшим путем сообщения между Европой и северной частью Тихо-го океана.
Нам пришлось преодолеть большие трудности. В западной части Ледовитого океана лед нам мешал сравнительно мало. Напротив, в восточной части Ледовитого океана лед был необыкновенно крепким. Для того чтобы точнее ознако
миться с положением льдов, мы продвинулись к северу и обогнули Северную землю, причем до
стигли 81,5° с. -ш. В особенности большие затруднения представил переход последних
60 км до Берингова пролива. В необыкновенно крепком льду ломались один за другим лопасти винта. Мы принуждены были кт расстоянии 1000 км от ближайшей гавани переменить винты во льдах. Эта операция удалась превосходно. В работе принимали участие все научные работники. Для того чтобы поднять кормовую часть ле
докола из воды, мы вынуждены были перемести 400 т угля с кормовой части на -нос.
Однако и новый винт служил нам недолго. Через несколько дней сломался гребной вал, сое
диняющий машину с винтом. Ледокол оказался беспомощным, и зимовка во льдах казалась обес
печенной. Но мы не сдались. Началось 12-дневное мотание во льдах. В нашем -распоряжении находились лишь примитивные произ-водетвеиные средства. Якорь укрепили во льду, сделали примитивные паруса. Двигаясь медленно, метр за метром, мы, наконец, прошли ледовое поле и достигли свободного от льда Берингова пролива.
Помимо разрешения поставленной задачи перехода Северным путем в один прием, мы -проло
жили путь и -к устьям больших сибирских рек: Лены, Колымы и др. Это означает новые возможности для хозяйственного развития севера азиатской части СССР.
Само собой разумеется, потребуется еще много научной работы, для того чтобы сделать практически -полезным Великий северный морской путь. Разрешению этой задачи как со стороны правительства СССР, так и научных институтов уделяется большое внимание. В следующем году в Арктике должны быть построены новые радио
станции и склады угля. Так будут практически попользованы в -ближайшее время научные результаты. полученные нашей экспедицией.

Председателю правления СОЮЗФОТО т. ЯНСКОМУ

Вернувшись из экспедиции по Северо-восточному проходу на ледоколе „Сибиряков“, я должен засвидетельствовать перед вамп большую пользу, которую получила экспедиция от наличия в ее составе фотографа-специалиста т. П. К. НОВИЦКОГО.
Благодаря своему большому опыту вообще и в частности опыту предыдущих ледокольных экспедиций т. Новицкий сумел в трудных условиях своеобразного полярного освещения сделать несколько тысяч превосходных снимков, всесторонне иллюстрирующих работу экспедиции.
Этот материал, весьма ценный в научном отношении, в то же время язляется основой для широкой популяризации достижений экспедиции.
Начальник экспедиции на ледоколе „Сибиряков проф. О. Ю. ШМИДТ