южных славян с Габсбургской монархией. Но и среди этих последних стремления к отделению и независимости были такими же давними и горячими, как и среди других народов Австро-Венгрии.
В заключительной и решающей своей стадии история вхождения бывших австрийских югославов в новое Сербо-Хорвато-Словенское государство в первую очередь связана с «югославским комитетом», образованным в Лондоне несколькими убежавшими от преследования ав
стрийских властей югославскими националистами во главе с бывшим депутатом от Далмации Анте Трумбичем. Первоначально комитет этот не играл особо крупной политической роли, но все же пользовался широкой материальной поддержкой тех югославов, которые эмигриро
вали в Америку и проживали там в количестве до полутора миллиона человек. В марте 1915 года югославский конгресс в Чикаго в составе 563 делегатов единогласно одобрил программу югославского комитета, заключавшуюся в об’единении всех югославов под общей властью, «не являющеюся властью Габсбургов». В мае того же года комитет опубликовал манифест, адресованный британской нации и британскому пар
ламенту. В манифесте этом значилось, между прочим: «Югославский народ стремится об’единить все свои территории в одно единое неза
висимое государство. Внутреннее устройство этого нового государства будет определено самой нацией, согласно ее собственным желаниям и нуждам. Югославское государство будет элементом порядка и мира. Отдавая всю свою энергию делу прогресса, оно разовьет также все хорошо известные достоинства своего приморского населения... Его порты будут открыты для торговли неизвестным доселе образом, а
через них торговый рынок будет обеспечен для всех наций его хинтерланда и, в особенности, для чехов и венгров. Наш народ, исповедующий несколько религий и отличающийся духом терпимости, увенчает свое национальное об’единение гарантией равенства и полной свободы в от
ношении веры и религии». В течение 1915 года образовался югославский комитет в Одессе. В самой Австро-Венгрии переломным моментом в истории югославского движения явилось памятное заседание 30 мая вен
ского рейхсрата. «Майская декларация» югославских представителей в Вене откликнулась широким эхом среди всех сербов, хорватов и словен, и с тех пор их стремление к отделению от Австрии продолжало неуклон
но расти. 20 июля 1917 года на острове Корфу состоялась встреча представителей сербского правительства и парламента с представите
лями югославского комитета, в итоге которой Пашичем от Сербии и Трумбичем от имени четырех или пяти миллионов югославов, не являющихся сербскими подданными, была подписана декларация, положив
шая начало теперешнему Сербо-Хорвато-Словенскому государству. Согласно пункту 1-му этой декларации, «государство сербов, хорватов и словен, известных также под именем южных славян или югославов, будет свободным и независимым королевством с неделимой территорией и единым гражданством... Это государство будет конституционной де
мократической и парламентарной монархией, возглавляемой династией Карагеоргиевичей»... «Название этого государства, — значилось во 2-м пункте декларации,—будет: Королевство Сербов, Хорватов и Словен»... Пункт 9-й следующим образом определял территориальный состав но
вого государства: «территория Королевства С. X. С. будет заключать в себе всю ту территорию, на которой наша нация под ее тремя име