нами живет в компактных и сплошных массах... Наша нация не требует ничего, что принадлежит другим... Она ставит себе задачей освобождение от австро-венгерского владычества и соединение с Сербией и Черно

горией в одно единое и неделимое государство». Пункты 10-й и 11-й определяли, что «Адриатическое море будет в интересах равной сво

боды и равных прав всех наций свободным и открытым для всех и каждого» и что «все граждане на всей территории королевства равны и пользуются одинаковыми правами в отношении государства и за

кона». Эта декларация встретила резкую оппозицию со стороны Италии. Итальянцы почувствовали в ней удар, направленный против их интересов на Адриатическом море и клонящийся к лишению их роли самой сильной державы на Адриатике. Благодаря этому в среде союзников начал назревать конфликт, так как большинство их по различным причинам шло навстречу национальным югославским стрем

лениям. Конфликт этот так или иначе нужно было предотвратить.

В феврале 1918 г. с одобрения итальянского правительства составился комитет из представителей различных партий, поставивших себе целью созыв в Риме конгресса угнетенных народов Австро-Венгрии. От имени этого комитета депутат Андеаторре отправился в Лондон для встречи с Трумбичем. После нескольких дней переговоров оба политика пришли к предварительному соглашению, заключенному ими 7 марта 1918 г., и это соглашение послужило позже основой для решения римского конгресса 10 апреля. Главным основанием этого итало-югославского со

глашения явилось признание «жизненного интереса» для Италии югославской независимости, с одной стороны, и «свободы Адриати

ческого моря и его защиты против всякого настоящего и будущего врага» силами обоих народов—с другой стороны. Итальянское прави

тельство, повидимому, осталось очень довольно римским конгрессом, судя по тому, что глава его, г. Орландо, не только присутствовал на конгрессе, но и выступил на нем с приветственной речью. Что же ка

сается югославов, то для них и сам этот конгресс и достигнутое на нем соглашение с Италией получили значение акта широкого международного признания.

К момен ту военного разгрома австро-венгерской монархии юго-славы образовали внутри ее, в Загребе (29 октября 1918 г.), такой же национальный совет с целью утверждения своей полной политической неза

висимости, какие уже давно образовали все прочие народности. 6 ноября 1918 года сербский премьер-министр Пашич и представитель национального совета Корошек вместе с рядом других членов сербского прави

тельства, скупщины, национального совета и югославского комитета с’ехались на конференцию в Женеве. Главной задачей конференции было, во-первых, признание национального совета в Загребе (Аграме) в качестве правительства сербов, хорватов и словен распавшейся монархии, а во-вторых—образование об’единенного министерства для ко

ролевства Сербии и для югославских земель этой монархии. По обоим

вопросам было быстро достигнуто требуемое положительное решение, и таким образом впредь до окончательной выработки новой югославской конституции югославским учредительным собранием заранее было составлено временное правительство нового государства. 23 ноября юго

славский национальный совет в Загребе принял резолюцию о передаче управления соединенным Сербо-Хорвато-Словенским государством сербскому принцу-регенту.