Как и среди других населявших Австро-Венгрию народностей, у венгерских румын Трансильвании и Буковины издавна существовали сепара
тистские стремления. Тем не менее, эти румыны дольше и крепче всех сохраняли, свою верность габсбургской короне. Переломным мо
ментом было получение в Яссах 7 ноября 1918 г. заявления Вильсона о tqm, что «идея национального об’единения румын, живущих в разных
землях, ему симпатична, и что правительство Соединенных Штатов не упустит оказать в нужное время свое влияние в том смысле, чтобы ру
мынский народ получил все принадлежащие ему национальные и терри
ториальные права и чтобы эти права были застрахованы против всяких иностранных покушений». Через день по получении этого заявления румынский национальный совет в Араде обратился к венгерскому правительству с предложением уступить ему в силу права народов на само
определение те 26 комитатов, в которых румынское население являлось преобладающим. Венгерский министр национальностей выехал (13-го) в Арад для урегулирования этого вопроса, но, недовольные ходом переговоров, румынские представители выпустили 20 ноября воззвание к на
родам мира с указанием на то, что Венгрия отказалась путем всеимперского опроса выяснить, какие земли являются чисто венгерскими, и тем самым грубо нарушило естественное право румын на самоопределение. В тот же день король Фердинанд румынский об’явил мобилизацию всей своей армии в целях «осуществления нашей стародавней мечты: об’единения всех румын», а через три дня румынские войска перешли уже
ПЕРЕХОД АВСТРО-ВЕНГЕРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ К РУМЫНИИ И ИТАЛИИ.
Уже из всего только что сказанного должно быть ясно, что антанта с полным вниманием и с полной симпатией относилась к югославскому движению. Даже такой тяжелый пробный камень, как опасение Италии за свое владычество на Адриатическом море в случае усиления Сербии, был, как мы видели, преодолен без особых затруднений.
Что касается самой Сербии, то она с самого начала войны высказывала намерение использовать удобный случай для присоединения к себе всей югославской ирреденты. В заседании скупщины 24 ноября,
(7 декабря) 1914 года правительство огласило декларацию, в которой значилось: «Убежденное в доверии народной скупщины..., правительство королевства считает своей наиболее важной и единственной задачей обеспечение победоносного успеха в этой великой войне, кото
рая с самого начала сделалась борьбой за освобождение всех наших лишенных еще свободы братьев, сербов, хорватов и словен». Декла
рация эта была встречена скупщиной бурными аплодисментами. 15/28 апреля 1915 года Пашич с таким же успехом отвечал на запрос од
ного из депутатов: «Италия осуществила свое об’единение на основе национального принципа... Государство должно твердо охранять и ува
жать тот принцип, на котором оно основалось; если оно его покинет,
оно сокрушит свою собственную основу. Вот почему я думаю, что Италия, становясь на сторону тройственного согласия, будет руковод
ствоваться национальным принципом и сумеет так поставить свои интересы в Адриатике, что это не будет иметь никаких дурных послед
ствий ни для нее, ни для нас и что между сербами, хорватами и словенами и итальянцами не будет существовать никаких разногласий».