В тот день, когда в Вене император Карл выпустил манифест об устройстве Австрии на федеративных началах (16 октября 1918 г.), в Будапеште министр-президент Векерле заявил в палате депутатов о необходимости для Венгрии стать по отношению к Австрии на точку зрения личной унии, а все свои политические, хозяйственные и военные вопросы разрешать совершенно самостоятельно и независимо. Но с осуществлением этой необходимости венгерское правительство не очень спешило. Прошло более недели, прежде чем король одобрил со
ответствующие предложения кабинета для внесения их в палату. Еще через четыре дня посланный в Будапешт в качестве homo reg ius эрц
герцог Иосиф мог лишь сообщить в особом воззвании к венгерскому народу, что король поручил ему «не только обеспечить, но и
вызвать к жизни» полную самостоятельность Венгрии с одобрения нации. А между тем 79-й хорватский полк в Фиуме уже положил на
чало военным восстаниям, захватив казармы и вокзал и разукрасив себя значками и лентами югославских национальных цветов. В столице самой Венгрии председатель независимой партии граф Михаил Карольи уже образовал венгерский национальный совет, поставивший себе целью достижение немедленного мира, независимости страны и «со
вершенной ее демократизации». 30 декабря в Будапеште вспыхнула революция, и Михаил Карольи оказался во главе нового правитель
ства. Он тотчас же принес присягу на верность королю, но на другой же день попросил освободить его от нее. Его освободили, и тогда пришла очередь для эрцгерцога Иосифа приносить присягу революции— «революции бескровной и в цветах», как значилось в первом обращении революционного правительства (в день убийства виднейшего из старых государственных деятелей страны, гр. Тиссы). Далее следует об’явление Венгрии «постоянно нейтральным государством», однако без гарантии с чьей-либо стороны. Перемирие, заключенное в Падуе 3 ноября “) от имени несуществующей уже Австро-Венгрии, не удовлетво
рило правительство венгерского национального совета, хотя оно и было представлено при его подписании, и оно послало собственную делегацию в Белград для переговоров с союзным командованием. Возглавил делегацию Карольи.
ДОГОВОР О ПЕРЕМИРИИ. (ВОЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ).
Договор о перемирии был подписан между союзниками и венграми в Белграде 13 ноября 1918 г. и заключал в себе исключительно одни лишь военные постановления. Он так и был назван «военной конвенцией». Со
гласно этому договору венгерское правительство обязалось увести свои войска к северу от линии, идущей по верхней долине Самоша, по реке Марошу до слияния с Тиссой, по Драве и до границы между Славонией и Хорватией. Союзники получили право занять эвакуированную венграми местность (ст. 1). Венгрия сохраняет 6 пехотных и 2 кавалерийские
1) См. вступительную статью к Сен-Жерменскому мирному договору.

К ИСТОРИИ ДОГОВОРА.

НА ПУТИ К ПЕРЕМИРИЮ.