Если Сен-Жерменский мирный договор впервые выявил распад двуединой Австро-Венгерской монархии, то Триаионский мир дал этому распаду окончательное международно-правовое завершение. Как раньше Австрия, так теперь Венгрия формально и навсегда отказалась не только от своих федеративных связей, но и от весьма значительной части своих земель. От той и от другой отошли все не чисто австрий^киё
или не чисто венгерские владения вместе с некоторой долей бесспорно австрийских и бесспорно венгерских территорий. Бывшие австрий
ские и венгерские поляки, чехи и словаки, южные славяне, и румыны либо образовали самостоятельные государства, либо вошли в состав других государств, в которых их национальность является господствующей. Весь облик Центральной Европы сразу преобра
зился. Она—«балканизировалась». Все ее политические устремления радикально изменились. Ее политический вес стал совсем иным. С нею стали связываться совершенно новые международные проблемы.
Ни Сен-Жерменский, ни Триаионский договоры нельзя понять в сколько-нибудь достаточной мере, если брать их вне взаимной их связи и вне их связи с так давно назревавшим, но так внезапно и бурно проявившимся распадом империи Габсбургов. Наметим основные этапы этого распада.

РАСПАД АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ МОНАРХИИ.

ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПОЛЬШИ.
Польские земли были с самого начала театром военных действий для воюющих сторон, и от поляков зависело очень много в ходе военных операций. В виду стародавней ненависти поляков к угнетавшей их царской России русским армиям нельзя было ждать от них друже
любного отношения. Господствовало убеждение, что поляки сделают все от них зависящее, чтобы помочь поражению царских армий. Нужно было во что бы то ни стало и срочно сделать уступки, и первой такой уступкой явилось воззвание главнокомандующего, великого князя Ни
колая Николаевича, от 1/14 августа 1914 года. В воззвании давалось обещание об’единения всех частей Польши и предоставления им авто
номии под скипетром царя. Это было немного, но на первый раз и это оказало свое действие. В дальнейшем следовали аналогичные пра
вительственные заявления: Горемыкина в думе 1 августа 1915 года, Штюрмера—22 февраля 1916 года, Сазонова—24 февраля 1916 года, Тремова—2 декабря и самого Николая—25 декабря 1916 года. Февраль

Трианонский мир.