С чехами дело обстояло приблизительно так же, как и с поляками; но на исходе войны их стремления к отделению от Австро- Венгрии сказались раньше и решительнее.
Еще в 1915 году виднейшие деятели современной Чехословакии, Масарик, Бенеш и Крамарж, оказавшись в Париже и Лондоне, образовали комитет действия, превратившийся затем в чешский националь
ный совет в Париже. Такие же национальные советы образовались в
России и в Америке. 14 ноября 1916 года комитет в обширной записке о положении чехословацкого народа, поданной Масариком лорду Грею, выдвинул требование об образовании самостоятельного Чехословацкого государства. Небезынтересно отметить, что в этой записке будущий президент Чехословацкой республики не мыслил себе государственного устройства своей страны иначе, как в форме конституционной мо
нархии. 19 мая 1917 года чешские писатели выпустили революционный манифест, напечатанный затем в журнале «Чешская Нация». Почти одновременно организовался «клуб чешского об’единения», подготовив
ший затем выступление чешских депутатов в заседании рейхсрата 30 мая. В этом заседании один из чешских депутатов так форму
лировал свои требования к Габсбургской монархии: «Прежде всего мы требуем права образовать государство. Мы требуем своего права и га
рантии нашего национального существования, которые в эти последние годы монархия и династия отвергали и попирали ногами... Если инте
ресы того или иного государства не отождествляются со свободой и с интересами народа, то это государство не имеет никакого права на существование». 6 января 1918 года в Праге собрался с’езд чешских депутатов райхсрата и ландтагов Богемии, Моравии и Силезии для выясне
ния вопроса о создании самостоятельного чешского государства внутри
исторических границ чешского народа совместно со словаками. 30 мая состоялось соглашение Масарика в Питтсбурге (в Америке) со слова
ками об об’единении чешской и словацкой наций в одно государство на началах широкой автономии словаков и особого ландтага для них.
Аналогичного характера соглашение было заключено чехами и с карпато-руссами. 14-го октября 1918 года чешский национальный со
вет в Париже превращается в чешское временное правительство (во
главе с проф. Масариком), провозгласившее через 4 дня независимость чешского народа. За два дня перед тем (16-го) император Карл в тор
жественно-беспомощном манифесте к своим «верным народам» об’явил о своем решении превратить Австрию в союзное государство—в «страну свободных народов». Но было уже слишком поздно. Президент Вильсон, задержавшийся с ответом на австро-венгерское предложение перемирия от 4 октября, воспользовался только что отмеченным провозгла
шением чешской независимости и через несколько часов после него, если не через несколько минут, сообщил венскому правительству сле
дующее: Соединенные Штаты признают отныне правительство дефакто чехов и словаков, считают, что простой автономии им и юго
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ГОСУДАРСТВА.
судского. 16 января 1919 г. было составлено польское правительство во главе с Падеревским, которое через пять дней было признано польским национальным комитетом в Париже.