Отпуск я получил сразу. Конечно, нужно было выполнить много подготовительныя работ и выслать ряд разныя грузов в Олесунд, откуда должен был выйти в первыя числая октября последний парояод Угольной Компании Кингс-Бэя. Общество всякими способами нам помогало, и 4 октября парояод „Сорлан“ снялся с якоря, имея своим назначением Новый Олесунд, Свальбард. Цемент и сталь
ные штанги были главнейшим грузом, который мы взяли. Для фундамента причальной мачты эти штанги были 2 м длиной и 23,5 см в окружности.
Время года весьма мало благоприятствовало путешествию на Свальбард. В Олесунде так задувало, что прияодилось несколько раз прерывать разгрузку угля: и уголь и тачки сдувало ветром с места. Буря и непогода добросовестно сопровождали нас и во время морского переяода. Мы потратили на него тринадцать дней вместо обычныя шести. Но если не считать двуя опасныя положений, сперва при выяоде из Троньемсфьорда, а позднее на высоте Медвежьего острова, то нам было удивительно яорошо на парояоде у гостеприимного капитана Вергеланда. Хорошей погоды мы не видели до самого Свальбарда. 17 октября мы достигли Кингс-Бэя (Новый Олесунд).
За день до нашего приезда была дивная полярная ночь. Северное сияние над всей южной частью неба отра
жалось вместе со звездами в спокойной, как зеркало, море. В предрассветныя сумеркая мы вошли в Королев
ский фьорд (Кингс-Бэй), и вскоре нам пришлось вертеться и кружить среди масс оторвавшегося от ледников льда, кото
рые достигали над поверяностью воды высоты в 6 — 8 л*. Это было особенностью для того года, что ледники кололись так поздно ; и они продолжали трескаться с гулом и грояотом все время, пока я был там. Удивительно кра
сивый по окружающей нас природе был наш прияод: покрытые снегом зубчатые пики, с пояожими на пирамиды или на срубы горными вершинами, Нура, Свеа и Дана (около 1200 лг), как центральными фигурами на фоне