Документальная фотокомпозиция

О работах К. Лишко
«— Вам задание. Срочно сфотографируйте... — Есть. Будет сделано.
В предельно короткий срок К. Лишко приносит снимки.
Без лишних разговоров работает фоторепортер: «Есть. Будет сделано».
Сделано. И сделано хорошо».
Эта короткая меткая характеристика фоторепортера К. Лишко, приведенная нами дословно из стенной газеты коллектива редакции киевской вечерней газеты «Большевик», достаточно
ярко говорит о его работе.
«Сделано. И сделано хорошо». В этом суть работы фоторепортера. Надо признать, что многие фоторепортеры, работая оперативно, не уде
ляют должного внимания качеству. Они даже сами признаются в этом и мотивируют:
— Это москвичам легко создавать художественные снимки,— у них много времени для творческих поисков, а мы всегда загружены текущей оперативной работой.
Само собой понятно, что те, кто прикрывает слабость своих работ такими необоснованными утверждениями, сами для себя создают лож
ные трудности, следуя по пути наименьшего сопротивления.
К. Лишко подытоживает свой десятилетний опыт в газете. В течение этого времени, в ус
ловиях напряженной газетной работы, он твор
чески рос, находя новые выразительные средства в области фоторепортажа.
На съемке К. Лишко внешне всегда спокоен, выдержан. Он не обвешан аппаратами. У него камера с одним объективом, но он утверждает, что и одним многое можно сделать.
Он обладает острой наблюдательностью, и его не удовлетворяет случайный кадр. Он стремится полнее, глубже отобразить событие и поэтому фотографирует по заранее задуманному
плану, а уже в фотолаборатории дополняет то, что ему не удалось выразить в одном снимке.
Создавая путем впечатывания свои фотокомпозиции, он строго придерживается правдивой документации. В этом их сила.
Что толкнуло фоторепортера К. Лишко на путь документальной фотокомпозиции?
Вот что он говорит:
— Советская печать предъявляет к фоторепортажу особенно большие требования. Иногда трудно показать то или иное событие так, как хотелось бы, так, как оно того заслуживает. Событие яркое, волнующее, но на одном сним
ке невозможно передать его, и я прибегаю в этих случаях к методу документальной фотокомпозиции.
Передавая в одном снимке события путем фотокомпозиции, я добиваюсь прежде всего, чтобы она не искажала действительности, и я испытываю большое удовлетворение, что событие, которое волновало меня, переданное методом фотокомпозиции, волнует других.
Как же К. Лишко практически осуществляет свои фотокомпозиции?
Вот пример. К. Лишко удачно фотографировал спуск вооруженных бойцов с парашютами. Мгновенно вступая на землю, бойцы с винтовка
„Парашютистка“, снимок К. Лишко, использован
ный им для фотокомпозиции.
ми бегут, строясь на ходу. Были сфотографированы все наиболее выигрышные моменты воздушного спуска, но ни один снимок не переда
вал общего впечатления этой замечательной операции.
То, что К. Лишко не удалось на съемке, он сделал в лаборатории.
Путем общеизвестного приема впечатывания он из двух негативов создал один снимок. Автор передал правильно и вместе с тем выразительно то, что видел.
Это пример наиболее простой фотокомпозиции, но и здесь требуется художественный вкус, уме
ние сочетать в композиции снимка правильный переход тонов и планов, добиться от фотокомпозиции общей цельности впечатления.
Иные фотографы предпочитают сделать два разных отпечатка и дать их художнику для склейки. В этом случае не избежать нарочито
сти: в снимке не будет необходимой глубины, мягкости тонов, четкой перспективы, — это будет не фотокомпозиция, а монтаж фото.
Для К. Лишко фотолаборатория — творческая мастерская. В своей работе он добился большого мастерства.
Прием впечатывания не так прост, как может показаться: в каждом отдельном случае нужна находчивость художника, надо отлично знать