Проблема движения в фотоискусстве

Древнегреческий философ Зенон Элейский доказывал, что летящая стрела непод
вижна, так как во время движения она занимает определенные точки пространства, в которых она в каждый данный момент
времени находится в состоянии покоя; но из состояний покоя нельзя получить дви
жения, поэтому стрела неподвижна. Этот софизм невольно вспоминается, когда приходится рассматривать большинство момен
тальных фотографий быстро двигающихся объектов.
Особенно странное впечатление производят спортивные снимки, на которых мы видим атлетов, замерших в неестествен
ных, причудливых позах — совсем как в прелестной сказке Перро «Спящая краса
вица» придворные и слуги окаменевают в тех позах, в которых их застал волшебный сон. И хотя в данном случае фотоаппарат документально точно фиксировал опреде
ленный момент, — снимок не производит впечатления движения.
Невольно возникает вопрос: почему тот же самый момент, переданный художником или скульптором, производит волнующее впечатление полета, динамики, стремительности?
Для выяснения этого вопроса рассмотрим, как одно и то же движение воспроиз
водится фотографом и художником. Если заснять киноаппаратом карьер мчащейся
лошади, то можно установить несколько фаз ее движения. В этих фазах или все че
тыре ноги поджаты под животом лошади и она производит впечатление висящей в воздухе, или же она поочередно касается земли то передними, то задними ногами.
Иначе передает карьер лошади художник, изображающий ее как бы распластан
ной в воздухе, но только с вытянутыми как передними, так и задними ногами. И вот именно потому, что художник сознательно отступает от того, что происходит в действительности, его лошадь создает впечат
ление бешеного карьера, причем мы ясно видим, как лошадь, оттолкнувшись от зем
ли задними ногами, вытянулась и как ее перед
ние ноги (приближаются к земле. Таким образом, художник в одном изображении как бы сливает в одно целое два движения, протекающие в различные промежутки вре
мени. Но именно синтез этих моментов и создает у нас впечатление дви
жения, которое есть не
что иное, как переход из одного положения в дру
гое. Художник незаметно для нас показывает, как одна фаза движения постепенно переходит в другую, причем в его произведении различа
ешь часть того, что бы
ло, и уже угадываешь, что будет. Он как бы заставляет зрителя сле
дить за развитием дви
жения. Однако было бы ошибкою предполагать, что благодаря невозможности синтезирова
ния различных моментов одного и того же движения фотография не в состоянии его передать.
Мы знаем, что всякое движение может быть расчленено на этапы или фазы, а именно: этап первоначального преодоле
ния покоя и постепенного нарастания, этап дости
жения предельной точки развития и, наконец, этап постепенного угасания движения.
Для наглядности рассмотрим засъемку прыжка в вышину. В этом
Фазы движения мчащейся лошади, как их пере
дает киноаппарат.

Творческие вопросы